Николай Олялин

admin, 17.10.2012 | Ваш отзыв

Николай Олялин

С. Черток

К началу 1967 года съемочная группа фильма «Освобождение» была укомплектована почти полностью, Не хватало только исполнителя роли артиллерийского капитана Цветаева. Актера на эту роль найти было особенно нелегко:. Дело в том, что

«Освобождение» с помощью игровых эпизодов, восстанавливает исторически точную панораму военных и политических событий 1943—1945 годов. И персонажи его делятся на исторических — руководители государств, крупные военачальники, — и собирательных. Что касается исторических, то их подбирали по принципу актерского таланта и внешней схожести. Черчилля не мог играть худой человек, а Геббельса — высокий: портретный грим здесь не помог бы. Собирательные же герои олицетворяют тех, кто сидел в окопах, у прицелов в башнях танков, у оперативных карт, кто шел в атаку, подрывал поезда в партизанском тылу. Такой метод позволял показать войну с разных точек зрения — и глазами солдат и офицеров, и глазами государственных деятелей и полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Капитан Цветаев — первый среди тех, кто олицетворяет в фильме нравственную силу и характер народа, поднявшегося на смертельную битву с фашизмом. На Цветаева и таких, как он, на их волю и мужество, их веру в победу полагались те, кто разрабатывал стратегические и оперативные планы. Вместе с тем Цветаев должен был предстать на экране не обобщенно-символической фигурой, а живым человеком. Задача фильма в том и состояла, чтобы эпический размах событий не заслонил отдельных героев, через которых прослеживается судьба человека на войне, психология его поведения, истоки его мужества и патриотизма. Таким героем и должен был стать капитан Цветаев.

Летом того же года я приехал в Переяслав-Хмельницкий на съемки первой серии «Освобождения»— «Прорыв». И узнал, что на роль Цветаева утвержден молодой актер Красноярского тюза Николай Олялин, до этого снявшийся в кино в роли молодого летчика военной авиации в картине Студии имени А. П. Довженко «Дни летные» (1966). Узнал, что Н. Олялин — уроженец Вологды, окончил ленинградский театральный институт и в 1964 году начал играть в первых спектаклях только что родившегося Театра юного зрителя в Красноярске, что участвовал в создании этого театра. Сначала репетировали на чужих сценах, потому что не было своей, ездили по сельским клубам необъятного края, сами делали декорации и костюмы. Труппа держалась на энтузиазме, и одним из энтузиастов был Николай Олялин. После гастролей в Ленинграде Н. Олялина пригласили на сцену Ленинградского театра комедии, но он отказался — не захотел оставлять коллектив. Все это я узнал из рассказов его товарищей, но в энтузиазме Н. Олялина, его самоотверженной влюбленности в свой театр убедился сам. Со съемочной площадки вертолет доставлял его на киевский аэродром, откуда через Москву он много часов летел в Красноярск и так все первое время съемок. Но спектаклей, в которых был занят, не пропускал.

На плечи Н. Олялина легла в фильме «Освобождений» особая ответственность: создать обобщенный, максимально типизированный образ, раскрывающий понятие массового героизма советского народа. Вместе с тем этого человека должны были узнать и поверить в него десятки и сотни тысяч людей, сами прошедшие от Волги до Берлина.

Цветаев скуп на внешнее выражение чувств. Мужественный, немногословный, с изъеденным пороховой гарью худощавым волевым лицом и удивительно чистыми глазами, он всегда в самой трудной ситуации, всегда с солдатами. А военное счастье по старой солдатской мудрости — на стороне храбреца. Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, он оставил в своем сердце место и для любви. Через всю войну пронес он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека. Она выдержала проверку на прочность.

Два эпизода с участием Николая Олялина кажутся мне лучшими среди других. Первый, когда он один из всего батальона чудом уцелел в неравном бою на ложном плацдарме, созданном на правом берегу Днепра, чтобы отвлечь внимание немцев от места настоящей переправы. Переживая трагическую гибель своих товарищей, он волочит за собой автомат, еле передвигая ноги. Второй, когда он спасает немецких женщин и детей из затопленного гитлеровцами берлинского метро и сам погибает там. Цветаев казался мне прообразом того солдата с автоматом в руке и прижатым к груди ребенком, памятник которому установлен в берлинском Трептов-парке. Выступая на митинге в Сан-Франциско в 1942 году, Чарльз Чаплин говорил о «русском народе, который может так мужественно и стойко бороться за свою страну и идею». Капитан Цветаев в исполнении артиста Олялина олицетворяет в фильме этот народ.

Так же просто и сурово играет Н. Олялин роль боевого командира в телевизионном фильме «Обратной дороги нет». Из последних сил выполняя свой долг, он умирает в бою. Не от пули — не выдерживает сердце.

Еще две картины обратили внимание зрителей на актера, на его умение сделать рисунок роли острохарактерным. Это знаменитый футболист Сергей Лавров в картине «Секундомер», поставленной на «Ленфильме» Р. Эсадзе. Олялин рассказывает о трагедии человека, вынужденного из-за возраста расставаться с любимым спортом. В «Беге», поставленном на «Мосфильме» В. Аловым и В, Наумовым, артист играет солдата Крапилина, повешенного по приказу белого генерала Хлудова, Крапилин появляется в картине и реально и как видение, как сон,— он мерещится Хлудову: тот все время разговаривает с ним, просит уйти, не мучить. Он в какой-то степени реален, а в какой-то выдуман самим Хлудовым, для которого память о Крапилине — это память о многих и многих жертвах.

Сейчас Николай Олялин переехал из Красноярска в Киев. Его новая роль — ученый-физик, директор Института физических проблем Максим Нерчин, работающий над созданием нового вндс энергии, в тысячи раз более эффективного, чем атомная. Борьба за осуществление этой смелой идеи и составляет сюжетную канву фильма «Длинная дорога в короткий день», который ставит на Киевской студии имени А. П. Довженко режиссер Тимофей Левчук по сценарию Н. Рыбака. В картине этой же студии «Иду к тебе», рассказывающей о жизни замечательной украинской поэтессы Леси Украинки, актер играет роль Сергея Мержинского. На Одесской студии в картине режиссера Г. Юнгвальд-Хилькевича «Подполковник Шиманский» Николай Олялин играет главную роль — отважного советского разведчика.
1971 — 1972гг.

Опубликовано 17 Окт 2012 в 19:00. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.