ЧЕЛОВЕК -ЗВЕНО КОСМИЧЕСКОЙ САНСАРЫ?

admin, 02.07.2013 | Ваш отзыв

Сансара (самсара) — бесконечность перерождения личности, ее коловращение: от низших форм к высшим, от животного до божества. Показывают именно то, что мы сегодня называем переселением душ из одного существа в другое — в зависимости от наших благородных или низменных поступков в прежней жизни.

sansara1

Если говорить о буддийском искусстве. буддийской культуре — не в узком смысле культа, веры, а в широком, синкретическом значении: скульптура и живопись, литература и наука, архитектура и т. п., то до сих пор она, эта культура, была для нас чем-то вроде обратной стороны Луны. Она, существовавшая объективно многие века, для жителей СССР оставалась невидимой. Самобытные, неповторимые произведения искусства, насчитывающего две с половиной тысячи лет, были запрятаны в самые глубокие, глухие уголки музейных фондов.

Но вот наступили иные, новые времена. Изменилось наше отношение к нравственным началам жизни, к их религиозной трактовке и вообще к вере, религии. В том числе и к буддизму. И на свет явились извлеченные из темных запасников прекрасные, сверкающие оригинальными гранями памятники буддийского искусства, явив нам зримые образы духовных, нетленных ценностей, которые сегодня вновь волнуют человечество: проблемы бытия личности; практические пути к знаниям, к мудрости; активная пропаганда (говоря современным языком) милосердия; представление о человеке как о подобии, зеркальном отражении, земном символе бесконечного космоса.

Такие мысли возникают на тематической выставке «Буддийское искусство», прошедшей в Улан-Удэ, в Музее истории Бурятии. Каждый из ее экспонатов — настоящий шедевр, заслуживающий особой публикации. Но в кратком обзоре ограничимся лишь беглыми заметками о четырех вышеупомя«утых направлениях буддийского искусства. Итак, первое из них — проблемы бытия личности. Пожалуй, больше всего здесь привлекла меня аллегорическая фигура существа, тело которого — большой круг Это Сансары хурдэ — колесо бытия. Круг состоит примерно из двух десятков разноцветных секторов и сегментов. Площадь каждого из них заполнена изображениями животного мира Земли, работающих люден, рядами воинов, добрыми и злыми духами, другими сюжетами.

sansara2Все эти образы служат наглядным, то есть наиболее доступным для в ту пору неграмотных народных масс, популярным изложением учения Будды, всего буддизма — так сказано в пояснительной табличке к экспонату. И подумалось, что подобное приобщение неофитов к вере, к изучению буддийских канонов весьма эффективно и действенно. Недаром же народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (например, в длинных христианских проповедях).

Изобразительное содержание сегментов и секторов «колеса бытия», их последовательность и сочетания показывают, как в процессе жизни происходит собственно сансара — бесконечность перерождения личности, ее коловращение: от низших форм к высшим, от животного до божества. Показывают именно то, что мы сегодня называем переселением душ из одного существа в другое — в зависимости от наших благородных или низменных поступков в прежней жизни.

Органичным продолжением, развитием идей, заложенных в аллегорическом круге Саисары хурдэ, становятся буддийские картины, изваяния и другие предметы, посвященные практическим путям совершенствования личности: правильное поведение и правильное знание. Разумеется, это прежде всего сюжеты и сцены, которые рассказывают о том, как Будда н его ученики приобщали людей к вселенской мудрости, к вере в единство космических знаний, к мысли о человеке-микрокосме.

В отличие от благостного христианства, где то и дело встречаются святые заповеди и заветы типа «Око за око, зуб за зуб», главенствующее место в буддийской культуре принадлежит милосердию. Вот почему, проходя по выставке, почти на каждом шагу встречаешь художественные произведения, так или иначе связанные с этой благороднейшей чертоу. Особенно наглядно прослеживается линия милосердия в образах буддийского пантеона

Это и Арьябало (Авалокитешвара тысячерукий) — божество милосердия, портрет которого выполнен методом оригинальной грунтовки. И богиня милосердия Сагааи дари-эхэ в виде искусно вырезанной из дерева статуи с четырьмя белоснежными, как цветок лилии, ликами на все четыре стороны света И Зугдор намжилма — богиня милосердия и мудрости (и мудрости!), портрет которой выполнен шелковой вышивкой.

Разнообразием форм и методов, использованных в произведениях буддийского искусства, можно только восхищаться. К примеру, фигура обнимающего женщцну двенадцатирукого тантрийского божества Дэмчога (тантризм — конфессионная разновидность буддизма, в основе которой лежит идея о человеке-микрокосме и его особом энергетическом начале, по современным понятиям —об энергополе) Высота этой статуэтки, датируемой XIX веком и попавшей в нашу страну из Додоннора (Внутренняя Монголия), около 30 сантиметров, а шестьдесят пальцев всех рук, в том числе двух женских, имеют размер с рисовое зерно. К тому же все детали, при изготовлении которых применялись медь и частично литье, чеканка, минеральные краски и позолота, выполнены с таким изяществом, филигранностью. что нет сомнений—это шедевр! Шедевр общечеловеческой, мировой культуры.

Признаться, я искренне, наивно полагал, что в буддизме доминирующий цвет оранжево-желтый (судя по одеждам буддийских монахов, которые частенько, кстати, оказывались талантливыми художниками, писателями). А тут, на выставке, вдруг обнаружил радужную мозаику: красные и синие, зеленые и коричневые. фиолетовые и прочие краски, не говоря уж об оттенках В частности, все лица — будь то образ Будды в различных ипостасях, скульптурные или живописные портреты других божеств, ритуальные маски — выполнены исключительно белилами. Вот тебе и «желтая» раса!..

Вновь обратимся к основным направлениям буддийской культуры, к четвертому из них — космическому мирозданию, которое включает в себя и неразрывное духовное единство людей Земли с различными существам», обитающими в необозримой Вселенной.’ Именно потому так широко, повсеместно распространены в произведениях буддийского искусства космические символы: все то же колесо, благородные лев и лань, «мировое» дерево. Сюжеты с их изображениями встречаются и на ритуальных стягах и полотнищах — как вертикальных, так и горизонтальных, и на многих других иконографических атрибутах буддизма, и даже на музыкальных инструментах.

Всматриваясь в экспонаты, я настолько поддался их чарам, настолько проникся их космическим духом (а он там есть в виде какого-то особого поля). что. у меня в голове родилась сама собой — или, может, была внушена мне откуда-то извне, из далей Вселенной — такая мысль. А что, если в межзвёздных пространствах действует своеобразная космическая сансара — бесконечное перерождение некоей духовной сущности, именуемой всеобщим Разумом; если происходит переселение его от одной космической цивилизации к другой? И эта космосансара проходит ряд метаморфоз: от первобытных, примитивно-религиозных форм сознания — через цивилизованные, гуманные ступени различной степени зрелости — до высшей стадии духовной жизни (которую буддисты назвали за ее совершенство божеством и старались, по современной терминологии, установить с ней контакт). Причем одна и та же цивилизация в процессе своего развития может—с помощью старших братьев по Разуму — «перерождаться» через тысячи лет.

Взять, к примеру, нашу Землю. Две с половиной тысячи лет назад индийский принц Сиддхарта Гаутама, получивший впоследствии имя Будда (просветленный, пробужденный) и ставший основателем буддизма. был просвещен звездными пришельцами об основах бесконечного перерождения личности, сознания. Таким было наше первое звено в цепочке космической сансары. Сегодня пресса сообщает о бесчисленных астральных, суггестивных контактах землян с представителями инопланетных цивилизаций. В этом мне видится подход к очередному, более зрелому, можно даже сказать — научному звену перерождения человеческого сознания.

И кто знает, быть может, через два-три тысячелетия — при новом повороте космического «колеса бытия» — мы сумеем вместе с другими звездными цивилизациями, на равных с ними приобщиться к великой и милосердной, могущественной и мудрой духовной сущности Вселенной, сумеем пользоваться безграничными возможностями единого Разума. Но для этого мы должны сегодня, в нашей теперешней жизни быть благороднее, быть лучше, чище. Пути совершенствования личности подсказывает каждому из нас, в частности, буддийская культура, которая была, повторюсь, первым шагом человечества к космической сансаре.

Владислав ДЕБЕРДЕЕВ.Журнал «УС»

Опубликовано 02 Июл 2013 в 11:00. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв