Вот тебе и Баба Яга

admin, 21.06.2012 | Ваш отзыв

   ВОТ ТЕБЕ И БАБА ЯГА

Сенсационные археологические открытия на Волге доказали — таинственные амазонки существовали…

В древнейшем русском фольклоре они — степные богатырки, а в мировую историю вошли под названием амазонок. Кстати, ученые-историки с сомнением относились к самому факту существования этих весьма своеобразных женщин-воительниц, проявляя недоверие и внося путаницу. Многие кабинетные ученые объявляли амазонок пустой выдумкой из детских сказок. Еще бы: ведь по древнегреческим сказаниям конным женским отрядам прислуживал зверь Мартихор с телом льва и огненной пастью дракона. Из хвоста он метал стрелы с ядом, а

своим лаем валил замертво стаи птиц с неба…

В эпоху так называемого исторического материализма одни объявляли амазонок шаманками, жрицами культа эпохи матриархата, другие их вообще замалчивали.

Так что же это — явление или только миф?

В1957 году в Москве вышел труд по истории степняков, где утверждалось, что амазонки — мифический образ, весьма далекий от исторической действительности. Вывод скорее всего поспешный, ибо в каждой легенде есть зерно истины. Когда нет летописей и скрижалей, такие зерна из мифов — исключительно важный материал для познания прошлого. Проблема долго оставалась загадочной и спорной. Истина открылась лишь в наши дни…
Летом 1827 года один из немецких филологов, посетивший великого Гете в Веймаре, записал в своем дневнике: «Мы беседовали о великой культуре эллинов и убедились, что европейцы ныне заняты теми же науками, в которых греки упражнялись еще в V веке до Рождества Христова. Затем мы перешли на Гомера и оценили красочные эпитеты в его сказках. Когда я упомянул амазонок, собеседники прервали меня возгласами, что они, конечно, романтическая выдумка древних греков. Гете величаво кивнул головой в знак согласия».

У греков, кстати, сложены буквально сотни мифов и сказаний об амазонках. О степных воительницах писали многие античные мудрецы, хронисты, путешественники. Оставил сведения о них и отец истории Геродот.

Как ни парадоксально, обилие разнообразных сведений об амазонках не заинтриговало науку XIX века. В защиту древних авторов и легенд выступил тогда лишь один ученый — путешественник и географ Александр Гумбольдт. Но к его голосу не прислушались. Впрочем, верил в амазонок еще один Александр — великий македонский полководец. Он пожелал встретиться с ними во время похода в Индию и сразиться один на один с их предводительницей. Но амазонки никогда не вступали в бой с хорошо организованным войском. Их стиль—неожиданный набег, рейды по тылам и мародерство. Недаром один греческий мудрец дал им примечательную характеристику: «Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами».

В IV томе своей «Истории» Геродот сообщает, что слово «амазонка» сарматское и означает «мужеубийца». Он говорит, что грабительские набеги женских конных отрядов тревожили греческие города-полисы не только в Малой Азии, но и на Балканах. А начались их набеги в глубочайшей древности. Они не просто варварское, но мстительное,агрессивное племя. Живут отдельными кочевыми отрядами. Каждое лето насильно забирают в свое стойбище мужчин, часто и скифов, живут с ними два лунных месяца, а потом прогоняют с ритуальным избиением и ломкой костей. Ломают кости и родившимся мальчикам, оставляют только девочек, воспитывая их в суровом духе.

Геродот абсолютно прав, говоря об очень давнем знакомстве греков с амазонками, В Афинах с VIII века до н. э. было правилом давать два раза в год театральные представления на южном склоне Акрополя. Четыре дня подряд шли трагедии о войнах со степными воительницами.

По мифам и легендам классической поры фольклористы сделали вывод, что амазонки нападали на греческие города и колонии в течение двух тысяч лет. Поэтому на стенах практически всех греческих храмов были мраморные оарельефы со сценами «амазономахии» — вековой войны с вооруженными наездницами: и на фризах Парфенона, и на Пергамском алтаре, и на мавзолее карийского царя Мавсола.

Казалось бы, ну что еще нужно, чтобы соединить факты воедино и создать капитальные труды? Но упорно не верили ни своему коллеге Геродоту, ни циклу легенд, этих преданий родовой памяти. Не верили даже Шлиману, утверждавшему, что амазонки участвовали в защите Трои от ахейцев. А ведь Шлиман не только раскопал легендарный город, но и породил научный метод поиска исторической истины по следам легенд и мифов.

* * *

В самом начале XX века русские археологи вскрыли ряд курганов в приазовских степях и на юге Украины. Среди мужских сарматских захоронений обнаружено несколько женских костяков с луками и стрелами, дротиками и мечами, остатками конской упряжи и кожаных кавалерийских штанов. Затем подобные находки последовали в Нижнем Поволжье. Конечно, тут были следы амазонок. Помимо оружия, могильники содержали тарелочки для румян, платки из китайского шелка, ювелирные украшения иранского происхождения .Казалось бы, пора делать выводы. Но и на этот раз они не последовали.

В 20-е годы нашего века российские историки копали в тех же местах и опять натыкались на женские костяки с бусами, сосудами для душистых смол, иголками для починки одежды и трофейным оружием греческого и скифского типа. Но и тогда гнет идеологических догм не позволил прямо писать о мифических амазонках. Называли их «женщинами-стрелками» и главами рода. Правда, вывод последовал, но по тогдашней моде весьма схематический: «Вопрос о матриархате у сарматов и савроматов следует ‘рассматривать в конкретных исторических условиях с учетом социально-экономического строя у кочевых степняков и процесса классового расслоения в родовом общинном укладе…»

Если бы такая формулировочка дошла до Геродота, он наверняка перевернулся бы в своей могиле и разразился гомерическим хохотом…

В 60-е годы на проблему амазонок наши историки смотрели уже не столь схоластически. Они доказали, например, что племена женщин-воительниц исчезают с исторической арены где-то во II веке н. э., когда римские легионы во славу своей империи опустошили весь тогдашний мир. Сарматы развеялись среди других кочевых племен Азии на пространстве от Причерноморья до Казахстана. По мнению историков-материалистов, среди сарматов после матриархата воцарился патриархат…

Летом 1983 года московские археологи близ поселка Юбилейный на Тамани нашли остатки поселения греков. Эллины осваивали полуостров с VI века до н. э. и называли его южной частью огромной Киммерии. При раскопках обнаружили фрагменты мраморного рельефа, восстановлением которого занялись сотрудники Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сюжет назван «Битва». В нем увидели традиционный для античности момент «амазономахии» — сражения героя Ахилла с царицей амазонок. Воительница — с широким кожаным поясом, в короткой военной куртке и с дорогой нашейной гривной — знаком знатности. В руке у нее короткий дротик.

Греческий историк Полиен (II век до н. э.) записал легенду колонистов Таманского полуострова о царице Тиргатао. Во главе соплеменниц она штурмовала греческие полисы с целью безжалостного грабежа. Война с переменным успехом длилась целых двадцать лет. Московские археологи пришли к убеждению, что на барельефе отражены именно эти исторические события. Работа древнего скульптора признана мировым шедевром. Но и она не убедила ученых в реальности феномена «амазономахии».
Точка над «i» в этой старой и сложной проблеме поставлена лишь в наши дни. Нужно было найти нечто новое и убедительное. И оно было найдено.

На равнине близ села Покровка, что восточнее Волгограда, от сарматов остались сотни курганов. Находки прежних лет подтверждают воинственность этого кочевого племени — в могильниках преобладали мужские захоронения с воинской амуницией.

Итак, именно в этом заволжском районе весной 1997 года происходили солидные раскопки. Вскрыто около 50 курганов, сейчас уже невысоких. Значительная часть оказалась неразграбленной и насыщенной богатым археологическим материалом. Это уже научное счастье. Но вот что тут особенно примечательно — если рядом с мужскими костяками лежали простые ритуальные горшки и скромное оружие рядовых воинов, то женские захоронения были похожи на могилы античных степных офицеров от кавалерии. Они отнесены к периоду от VI до III веков до н. э. Словом, самое амазонское время.

Однажды археологи убедились, что на центральном участке покоятся исключительно женские костяки, и они носили «милитаристский» характер — рядом лежали короткие мечи, камни для заточки боевого оружия, бронзовые и каменные наконечники для стрел и железные для дротиков. Кое-где сохранились колчаны сарматского типа.

Одна из могил принадлежала явно знатной особе, быть может, главной жрице племени, хранительнице традиций. В ней находились богатые ритуальные дары для путешествия в мир иной—украшения из бронзы, шаманское ожерелье из кабаньих клыков, сосуды для магических благовоний и много оружия, часть из которого
была мужской, например, длинный меч. Намеком на знатность персоны были и браслеты на щиколотках. Быть может, эта сарматка была ветераном походов за Дунай и в более дальние края; быть может, она в свое время играла роль начальника штаба. Кто теперь знает?

Так или иначе, но сомнений уже не оставалось — тут некрополь легендарных амазонок. Почти во всех могилах были бронзовые зеркала феческой работы, в основном из Ольвии, что в устье Дона. Было много бус, изящной посуды, парфюмерных коробочек из створок раковин. Все-таки эти воительницы были женщинами!

Женские костяки с оружием находили и раньше, например, в южной части Украины, но тогда посчитали его ритуальным даром для защиты на длинном пути в подземное загробное царство. Теперь от такого мнения придется отказаться. Уж слишком много убедительных фактов обнаружено в Покровке. К примеру, в одном из курганов покоился костяк 14-летней девушки. Тело было обложено бронзовыми наконечниками дротиков, колчанами и луками. Все это вооружение, как показал анализ, было в деле. Юная сарматка явно участвовала в воинственных походах — у нее остались следы неоднократных ранений. В груди нашли каменный осколок от наконечника копья. Этот удар в район сердца и был причиной смерти. По характеру наконечника можно говорить о длинном копье македонского типа. Значит, труп юной кавалеристки привезли в эти заволжские равнины из далеких стран, может быть, даже с берегов Дуная. Кстати, ноги у нее были изогнутыми, как у заправского кавалериста. На спине коня амазонка провела не один год. Древние греки когда-то писали, что юных амазонок учили искусству наездниц с семи лет…

Через несколько дней ученые вскрыли еще один курган — и опять юная амазонка со следами многочисленных ранений на ребрах и ногах. Смерть наступила от удара меча по плечу, кости которого были раздроблены. Да, в жестоком сражении побывала и эта сарматская девчушка!

Раскопки некрополя в Покровке подтвердили, что амазонки — историческая реальность. И мифы, и легенды правы, говоря об их воинственности. что касается социального строя савраматских племен, то из материалов находок следует: они были кочевыми объединениями и жили по законам каменного века. У них не было своих ремесленников, купцов,торговлю вели по стародавнему принципу натурального обмена, многие бытовые вещи добывали грабежом.

А что можно сказать о самом некрополе?

Сарматы создали его на священном для своего племени месте, хоронили там знатных особ и героинь войны. Отсюда и сенсационные результаты раскопок.

И тут следует пояснить, что научного подтверждения древнегреческих мифов добились не отечественные археологи, доведенные пресловутой перестройкой до нищеты, а богато снаряженная американская экспедиция во главе с опытным исследователем античного мира Джанниной Дэвис-Кимбалл. Анализ же редких находок произведен в Германском археологическом институте в Берлине — центре исследований древних кочевых народов Азии.

Профессор Буркхард Бэттгер, ознакомившийся с результатами находок в Покровке, заявил, что найдены объективные свидетельства феномена амазонок, их походов по городам античного мира и образа жизни в степях. Сам профессор во времена, когда еще существовали СССР и ГДР, раскапывал курганы степняков близ устья Дона, где находились руины древнегреческого полиса Алопека. Он был основан в VIII веке до н. э. и вел торговлю со скифами и меотами. Хронисты оставили свидетельства, что грекам приходилось там туго — на них нападали разные кочевники, в том числе и конные отряды амазонок.

В 450 году до н. э. эти места посетил Геродот и записал, что вокруг на огромном пространстве хозяйками степей были беспощадные амазонки. Отец истории отправил из Алопеки письмо афинским властям, предупреждая о возможности скорого похода «мужеубийц» на Элладу.

Профессор Б. Бэттгер считает, что отряды савроматов приходили на Дон и на Тамань из степей Казахстана. Грабить города они посылали своих женщин, хорошо обученных скакать, воевать и побеждать нео-
жиданными наскоками. Не исключено, утверждает профессор, что их воспитывали как своеобразных античных камикадзе, не жалеющих своей жизни. Он приводит слова географа Страбона о том, что юная сарматка начинала считаться членом боевого отряда амазонок лишь после того, как убьет собственными руками трех врагов. Кроме того, она должна была уметь охотиться на диких зверей и нести постоянный бдительный дозор при переправке награбленного добра в глубь степей.

«Бесстрашные воительницы — это, конечно, историческая реальность. Оспаривать этот факт теперь — бесполезный труд. Кабинетным дилетантам придется многое пересмотреть»,— говорит немецкий профессор. Он добавляет, что некрополь амазонок близ Покровки не может быть единственным. Дело за археологами, вернее^ за новыми ассигнованиями для поисков других реальных следов легендарных жен-щин-кавалеристок.

Немецкий профессор во многом прав. Но некоторые наши историки склонны считать, что не совсем верно связывать появление отрядов сарматок с установлением матриархата. От такого вульгарного социологизма пора избавляться. Ведь набеги амазонок поразительно совпадают с периодами бескормицы в степях. Отсюда и грабежи греческих хлебных складов, а не их золотых запасов. Не случайно и то, что в захоронениях сарматок драгоценных металлов практически нет…
Теперь самое время задаться вопросом: встречались ли славяне в глубокой древности с кавалерией амазонок? Да, их пути пересекались и на берегах Дона, и близ северной части Азовского моря, и в низовьях Волги. Воинственность вооруженных наездниц была им хорошо известна.

Как это ни парадоксально, встречи славян с амазонками отразились в таком всем известном словосочетании, как «Баба Яга». В древнеславянском языке существовал глагол «ягать», означающий «скакать во главе конного отряда». Название «Яга» стало синонимом беспощадной степной всадницы. Таким словечком в седую старину пугали детей: «Не плачь, а то Яга прискачет».

Постепенно образ молодой и жестокой амазонки трансформировался в Бабу Ягу — лесную ведьму, образ которой затем перешел в народные сказки и поверья.

Статья Германа Малиничева «Вот тебе и баба Яга» из журнала «ЧиП».

Опубликовано 21 Июн 2012 в 14:54. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв