Молчание доктора Ивенса

admin, 08.07.2013 | Ваш отзыв

molchanie_doktora_ivensa1973 год. Режиссёр Будимир Метальников снял фантастичкский фильм «Молчание доктора Ивенса». Музыку написал Эдуард Артемьев. В ролях Жанна Болотова, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук.
Научная фантастика всегда задумывалась над проблемой контакта человека с иными мирами.

Кинематограф уже в пору своей зрелости тоже, наконец, заинтересовался возможностями встреч с внеземным разумом, морально-этическими аспектами этих волнующих и одновременно озадачивающих контактов.

Поэтому представляется событием выход на экран фильма «Молчание доктора Ивенса». Режиссер Б. Метальников использует здесь фабулу, как будто бы традиционную для социально-философской фантастики.

На Землю прилетают инопланетяне, представители цивилизации, намного опередившей земную. Случайно момент их прилета совпадает с катастрофой трансатлантического авиалайнера, на борту которого находится известный биолог доктор Ивенс и его жена. Используя свою чудодейственную технику реанимации, пришельцы возвращают к жизни нескольких пассажиров, в том числе и супругов Ивенс. Инопланетянка Оранте испытывает к Ивенсу,


помимо чисто исследовательского интереса, и нечто большее. Такие сюжетные повороты не раз встречались в фантастике. Но дальнейшее развитие сюжета оказывается далеко не тривиальным — сохраняя интимно- лирические черты, действие приобретает острое философско-публицистическое звучание.

Основная мысль фильма — готово ли человечество к встрече с иным разумом. В фантастике типа И. Ефремова этот вопрос решался просто, разумные существа — пусть из самых отдаленных миров — по своей физической природе не могут различаться настолько, чтобы не понять друг друга. Сегодня такое убеждение выглядит наивно.

Даже люди, они такие разные…

Различия во взглядах, в исходных морально-этических посылках сегодня выражены и теоретически и организационно: два мира, две морали…

В этом смысле фильм Метальникова многим может показаться наивным: почему же высокоразвитые существа не сумели разобраться в ситуации на Земле, не поняли, к кому следует адресоваться?

Однако если бы инопланетяне, сразу же во всем разобравшись, незамедлительно занялись бы усовершенствованием людей и социальной структуры на Земле, это был бы совсем другой фильм. Такая фантастика тоже имеет право на существование. И об этом написано уже немало. Правда, с одной существенной разницей: писатели не любят ставить человечество в столь пассивную позицию, им больше нравится, когда в роли преобразователей иных миров выступают земляне; эта линия легко прослеживается и в отечественной фантастике, начиная с «Аэлиты». Но пора все же избавляться от антропоцентризма.

Итак, опрометчиво не считаться с возможностью посещения Земли в будущем (быть может, не таком уж далеком) на том лишь основании, что этого до сих пор не было. Во всяком случае, значительно разумнее исходить из того, что встреча с пришельцами может состояться, чем отвергать самую эту возможность. Допустим, мы будем готовы к подобной встрече — и духовно и материально (что не менее важно), а она так и не случится. Что мы потеряем при этом? Ничего. Но что мы можем потерять при неожиданной встрече, с непредвиденным разворотом событий? Быть может, все.

«Земные» проблемы не должны полностью заслонять проблемы иного порядка. Представьте себе, например, такую ситуацию. Вблизи Земли обнаружено космическое тело, полностью игнорирующее законы небесной механики. Наши специалисты подозревают, что американцам удалось создать сверхманевренный спутник военного назначения…

Американцы, в свою очередь, подозревают, что это «взбесившееся» тело — детище русских… Мир оказывается на волоске.

Лишь в тот момент, когда после долгих колебаний в сторону таинственного космического незнакомца одновременно стартуют и наши и американские антиракеты, восстанавливается взаимное доверие. Мир спасен.

«Незнакомец» сбит. И тут к Земле приближается громадный инопланетный корабль, с которого (теперь это становится предельно ясным) был послан сбитый разведчик. Чего теперь ждать землянам? Прекращения начавшегося контакта? Или страшного лучевого удара по нашей планете?

Небо над головой… Его нужно научиться беречь — так же тщательно, как и мир на Земле. Такова главная мысль прекрасного французского фильма «Небо над головой».

В фильме Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса», кроме самого Ивенса, нет человека, который был бы в состоянии выйти за рамки своих сиюминутных земных задач. И потому никто не готов к встрече с пришельцами. К примеру, агенты контрразведки вовсе не кретины; они прекрасно понимают, что не могут при авиакатастрофе абсолютно не пострадать несколько пассажиров, что без вмешательства чуда спасшиеся не могут десяток дней прожить на необитаемом острове, что не могут, наконец, подать сигнал бедствия по радио, не имея радиопередатчика. Похоже, агенты догадываются об истинных причинах этих явлений. Но что их, агентов, заботит больше всего? Только инерция привычных представлений о двух лагерях, о «кознях красных» и т. п. Даже жена Ивенса не в состоянии подняться над рутиной «земных» понятий о добропорядочности, хотя она как будто и любит мужа. Но именно ее предательство сыграло едва ли це решающую роль в столь быстром приближении Ивенса к трагическому финалу.

Конечно, здесь можно еще раз упрекнуть создателей фильма. Уж если пришельцы позволили Оранте вмешаться в земные дела, почему же они (располагая, по-видимому, безграничными возможностями по части телепортации — немеханическое перемещение предметов на расстоянии) не отдали ей на время всю мощь своего корабля? Ведь потом она все равно вступила в прямую борьбу. Только это было и слишком поздно и слишком локально… А что стоило ей вместо того, чтобы совсем не к месту исчезать, попросту «сковырнуть» преследовавший ее вертолет, сбросить с дорот преградившие путь машины?

Да, можно предъявить фильму ряд упреков. И все же тем, кто понимает важность поставленных Б. Метальниковым проблем, кого интересует философия освоения космоса, фильм и полезен и интересен. Он дает богатую пищу для размышлений.

Доктор Ивенс в изображении Бондарчука — это мужественный и мудрый человек, он по-человечески симпатичен. И в то же время веришь, что такой человек действительно способен переступить через свое «я», пожертвовать делом жизни ради осознанной более высокой цели.

Привлекает внимание и игра актрисы Жанны Болотовой, хотя ее роль по-своему очень непроста: попробуйте изобразить любовь неземного существа! Здесь так легко впасть в отвлеченную слащавость или же скатиться к вульгарному «земному» сексу. Актрисе и режиссеру удалось избежать этого. Им веришь…

Пусть остается небольшой налет наивности в перезвонах при появлениях и исчезновениях Оранте (кто вообще знает, как показать «в натуре» гиперпространство?!), они не мешают восприятию главного. Главное же, по моему мнению,— эмоциональное содержание фильма,— щемяще-пронзительное чувство сожаления, что нет пока возможности встреч с внеземными цивилизациями, а если будут, то ведь и вправду все может вот так скверно кончиться…

А ведь это экзамен для нас, землян.

Но сила художественного произведения в том и состоит, что оно приводит в действие весь багаж эмоций и ‘знаний, накопленных человеком. «Молчание доктора Ивенса» поднимает пласты, как будто бы впрямую с ним и не связанные.

Вот почему (даже рискуя остаться в меньшинстве) я склонен считать этот фильм значительным и интересным явлением современного кинематографа.

КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК А. ВЛАДИMOB

Опубликовано 08 Июл 2013 в 23:41. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Антология советского и российского кино, Любимое советское кино. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.