Никколо Паганини

admin, 30.07.2013 | Ваш отзыв

poganiniСоветско-болгарский телевизионный фильм «Никколо Паганини». 1982 год.

Режиссёр Леонид Менакер. Автор сценария Олег Стукалов-Погодин. В ролях В.Цветкова, Д.Банионис, А.Джигарханян, А.Филозов, В.Самойлов. В роли Никколо Паганини — актёр Ереванского драматического театра Владимир Мсрян.

Премию на X конкурсе ВФТФ за лучшую мужскую роль получил Владимир Мсрян.

Показать на экране такую сложную и во многом противоречивую личность, каким был Паганини,— нелегкое дело. Обилие документальных свидетельств о его жизни и творчестве не упрощает задачу:- можно было пойти по шаблонному пути, увлечься чисто внешними фактами — романтическими подробностями личной жизни музыканта и красочным историческим антуражем. Создатели фильма отвергли этот путь. Обширный биографический материал, собранный в монографии советского музыковеда И. М. Ямпольского, послужил для них средством, чтобы раскрыть противоречивый характер Паганини, показать столкновение правды и легенды в его трагической судьбе, воссоздать его облик, подлинный, а не мнимый — созданный слухами, легендами, порой и мистификациями самого музыканта.

Когда фильм уже вышел на экран, исполнитель главной роли В. Мсрян писал: «Паганини в искусстве — личность без берегов, неохватная, многомерная и многозначная. Естественно, возможно множество прочтений… Смычок Никколо Паганини дарил божественные звуки, но что значит божественные? Человеку некому подражать в природе. Он превыше всего. Творец… Поэтому мы сознательно лепили образ, в котором преобладала бы существенная и до конца убеждающая черта — вполне земная человечность».

Действительно, перед зрителями предстает не демоническая личность, а человек из народа, обладающий волшебным дарованием, музыкант, которого «коснулась своим счастливым крылом природа». Он ничем не огражден от чужой зависти, корысти, клеветы, но все его беды, как и его достижения,— вполне земные.

По своему духовному складу, по образу мыслей, по стихийному свободомыслию Паганини принадлежал к числу тех, кого вызвала к жизни Великая Французская революция. Однако ее красный цвет перемежался черным — цветом реакции, мракобесия. Влияние религии, церкви после поражения революции во всех европейских странах было очень сильным. «Черные рясы, серые рясы, есть что вспомнить»,— замечает в фильме Паганини. Даже итальянские карбонарии, в связи с которыми, и не без основания, подозревали музыканта, в своей революционной деятельности руководствовались некоторыми религиозными идеями.

Неверие великого музыканта, которое так дорого ему обошлось, не было однозначным. «Разве могут быть простыми отношения с богом?» — спрашивает Паганини. Он мучительно размышляет перед распятием:

— Есть ли ты? Ты был. Ты был нищ и наг. И такие же нищие и нагие поверили тебе, потому что ты внушал им простые истины. Ты был велик и прост, как небо, земля, музыка. Теперь твоим именем проливается кровь, наживается золото…

Католическое духовенство делало все возможное, чтобы талант Паганини служил церкви. Ведь большинство выдающихся скрипачей XVII—XVIII веков были церковными музыкантами, а некоторые, например А. Вивальди, и священнослужителями. Церковь, пытаясь противостоять растущей светской культуре, привлекала в храмы искусных исполнителей и композиторов. Порой к католической мессе шла, как на концерт, самая демократическая публика — ремесленники, крестьяне, мелкие буржуа.

Паганини первые свои шаги на музыкальном поприще тоже делал в церкви. Однако эти выступления не пробудили в нем религиозных чувств. Он рано увидел неприглядную изнанку церковной жизни, его жизнелюбивому характеру претили лицемерие, благочестие:

— Я знаю еще с детства, что хотят от меня папы. Играть в храмах… Слезливо внушать смирение…

Музыкант не считал нужным скрывать свое неверие. Более того, он позволял себе даже шутить по этому поводу. Мистификации, которыми простодушно наслаждался Паганини («Маэстро был великим мистификатором и обожал морочить простаков»,— замечает один из персонажей фильма), оборачивались для него серьезными неприятностями.

Иезуит князь Боргезе (артист В. Самойлов) пытается уговорить Паганини послужить святой церкви:

— Великие художники всегда обращали душу к всевышнему… Пусть твой талант служит церкви. Твои отношения с богом нас не касаются.

Отказываясь от этого предложения, Паганини указывает на кота, случайно появившегося в комнате, и зловеще произносит:

— Он сердится, он приказывает. Он не велит мне менять покровителя.,.

Умный иезуит прекрасно понял, что его разыгрывают, и затаил злобу:

— Ну, что ж, маэстро, продолжай следовать его советам!

Вероятно, так и возникла поддерживаемая иезуитами легенда о Паганини, продавшем душу нечистому, о том, что смычком музыканта водит дьявол.

Паганини по этому поводу шутливо замечает:

— Черт оказался покладистым малым, и мы быстро поладили. Странно, почему он так падок на скрипку и совершенно безразличен, ну, скажем, к роялю?

Действительно, почему? Дело в том, что в средние века в Европе бытовало множество поверий именно о скрипачах, продавших душу черту.
Видимо, виртуозно овладеть этим инструментом было нелегко, и тех, кто достигал успеха, завистники подозревали в помощи нечистой силы. Виртуозность игры Паганини, необычные технические приемы, впервые им примененные, артистический темперамент в сочетании с необычной внешностью невольно напрашивались на фантастические объяснения. До него скрипка была благозвучным, благостным инструментом, она пела. В руках Паганини в ней пробудилась страстная стихия живой жизни. «И кроме того, была тайна его музыки»,— говорится в фильме. Его искусство казалось суеверным людям дьявольским наваждений «

Отвлекаясь от фильма, обратимся страницам биографии Паганини. В Лукке в 1805 году успех его выступления был столь бурным, что монахи (концерт проходил в церкви) покинули свои места— «дабы пресечь крики одобрения, непристойные в святом месте. Агенты Ватикана доносили, что музыка Паганини сеет крамолу среди верующих. Губернатор Турина а 1818 году запретил выступать в городе. Репертуар музыканта (вариации на тему революционной «Карманьолы», «Танец ведьм», «Дьявольские трели») казался неопровержимым свидетельством безбожия и карбонарства. Позднее, во время гастролей в Германии, пасторы провинциальных городков в своих проповедях поминали недобрым словом «дьявольский смычок» Паганини.

Делались попытки объяснить «феномен Паганини» и с научной точки зрения. Во Французской академии наук личный врач Паганини Ф. Беннати прочел свою работу «физиологическая и патологическая история Никколо Паганини», в которой, используя теории Галля и Лафатера, попытался проанализировать механизм влияния на публику выдающегося музыканта.

«После появления сего человека, слабого, страждущего постоянно, сильная игра его кажется тем удивительнее: новое доказательство, что тело есть раб восторженной души»,— так писал француз Г.-Е. Андерс, автор книги «Николай Паганини, его жизнь, его наружность, и несколько слов о тайне его искусства», изданной в русском переводе в Петербурге в 1831 году.

Известность Паганини была необычайна (в Вене, например, любители биллиарда во время его гастролей изобрели удар «а ля Паганини», хотя музыкант клялся, что ни разу не играл в эту игру).Самые нелепые выдумки и сенсационные сплетни постоянно появлялись на страницах газет и журналов. Атмосфера клеветы буквально отравляла его существование. Музыканта обвиняли в том, что он отравил свою жену (по другой версии — заколол кинжалом возлюбленную), за что попал в тюрьму, и именно там научился виртуозно играть на скрипке. Даже Стендаль и Гейне повторяли эти легенды. Неоднократно Паганини печатно опровергал эти измышления, но тщетно.

Чтобы утвердить истину для потомков и современников, он охотно шел навстречу своим биографам. «Ваша честность и талант будут ответом моим врагам»,— писал он Юлиусу Шотки, с которым познакомился в Праге в 1828 году и который в течение двух лет сопровождал его всюду. Ю. Шотки написал книгу «Жизнь и деятельность Паганини как человека и художника». Длительное время рядом с Паганини находился издатель и писатель Георг Харрис, он был личным секретарем музыканта и организатором его концертов. Результатом их тесного и достаточно продолжительного общения явилась книга «Паганини в своей карете и комнате, в часы досуга, в обществе и в своих концертах».

Прообразом одного из персонажей фильма «Никколо Паганини», видимо, послужил Юлиус Шотки. Юлиус Шмидт (артист А. Филозов) — постоянный спутник музыканта. Именно его глазами—глазами человека честного, преданного, но несколько ограниченного, видим мы Паганини в различные моменты его жизни.

Невзирая на слухи о сомнительном прошлом Паганини, о его безбожии, римская курия ле оставляла попыток привлечь знаменитого музыканта на свою сторону: слишком очевидны были выгоды этого. После некоторых колебаний папа римский Лев XII вручил Паганини орден «Золотой шпоры», эту награду обычно давали «за мастерство рук, письма и за выдающиеся заслуги в деле распространения веры…». Одновременно музыканта не оставляли в покое иезуиты, под зорким присмотром членов «Общества Иисуса» он находился всю жизнь. Документальных свидетельств о постоянной, чуть ли не ежедневной слежке за Паганини не сохранилось — эта организация умеет хранить свои тайны. Однако версия, представленная на суд зрителей, вполне достоверна.

В первых же кадрах фильма звучат слова иезуита князя Боргезе:

— Три столетия мы вершили судьбы наций. При одном упоминании ордена трепетали чернь и короли…

Путь ордена, созданного в XVI веке Игнатием Лойолой для защиты святой церкви от Реформации,— это путь коварства, лжи, лицемерия. Обычные монашеские обеты — целомудрия, нестяжательства — не имели значения, главным было беспрекословное подчинение руководству. Можно было скрывать свою принадлежность к ордену, нарушать обязательства, налагаемые саном, попирать все десять библейских заповедей — лишь бы это делалось во имя «вящей славы господней»: цель оправдывает средства! Иезуиты были опасны даже для властей, их изгоняли из Франции, Германии, России. В 1773 году папа римский Климент XIV возвестил специальной буллой о роспуске ордена на веки вечные. Однако в 1814 году орден был восстановлен во всех своих правах и привилегиях — так велик был страх перед революцией: папа римский Пий VII «в момент сильно бушующих вокруг корабля Петра волн» призвал «сильных и опытных рулевых».

Мог ли знаменитый музыкант, слывший безбожником и карбонарием, да к тому же человек состоятельный, не привлечь внимание иезуитов? Среди многочисленных инструкций, которыми руководствовались в своей тайной деятельности члены этого ордена, были и такие, которые учили входить в доверие к богатым людям, чтобы овладеть их наследством.

Тенью следует за Паганини иезуит Кьярелли (артист А. Джигарханян). Ненависть религиозного фанатика к вольнодумцу питается банальной завистью музыканта-неудачника к гениальному собрату. «Бесплоден ты, потому несчастен» — говорит ему Паганини.

Одна из самых ярких сцен фильма — кощунственные поминки в доме парижского банкира. Холера унесла его молоденькую подругу, и вот «скорбящий» в глубоком трауре сидит во главе пиршественного стола, рядом с ним скелет — символ смерти. Участники — светские бездельники, парижская богема, продажные женщины весело пируют, глумятся над всем: жизнь, смерть, пролитая на баррикадах кровь — только повод для насмешливых острот, нет ничего святого.

— Весь этот шабаш рожден тобой и такими, как ты! — злобствует Кьярелли.

Испокон веку вопреки очевидному утверждается эта дилемма: религиозная нравственность или хаос. Но Паганини не обольщен миром торжествующего цинизма, он дает ему точное определение: «Его величество Грязь»,

Кадры фильма повествуют о трагических посмертных скитаниях Паганини. Те, кто преследовал музыканта всю жизнь, но был не в силах убить его гений, изливают свою злобу на умершего: «Прах нечестивца и безбожника Никколо Паганини нигде не должен найти земного пристанища, да не будет он предан земле кладбищенской, помещичьей, государственной, в лесах, полях, в деревнях, в городах, какой бы то ни было стране, где есть крест Христов».

Вот не кинематографическая, а реальная история этих посмертных скитаний. Паганини умер в Ницце в 1840 году. Перед кончиной его посетили несколько католических священников, пытаясь вырвать у безбожника слова покаяния. Канонику. Кафа-релли поручено вернуть Паганини в лоно церкви, но и он не преуспел: «При моем последнем посещении, когда конец его уже был близок, я долго и горячо увещевал его, умолял приготовить себя к смерти, достойной христианина. Однако, несмотря на мои повторные уговоры, я не смог заставить его произнести имени Христа и Марии»,— доносил он епископу Ниццы.

По приказу церковных властей набальзамированное тело музыканта перенесли в госпиталь для прокаженных неподалеку от Ниццы> Четыре года пролежало оно там. Суеверные местные жители утверждали, что слышат по начам дьявольские звуки скрипки. Друзья и близкие Паганини добивались отмены запрета, но натолкнулись на решительное сопротивление. Более того, епископ Ниццы сообщил о своем решении епископу Генуи, и представитель светской власти — губернатор под влиянием иезуитов категорически запретил хоронить музыканта на его родине. Только в 1844 году папа римский отменил этот запрет. Гроб доставили на корабле в Геную и тайно похоронили. Однако покой великого музыканта в течение последующих десятилетий неоднократно нарушался, и только в 1876 году Паганини нашел свое пристанище в Парме. Но и оно не стало последним: через 20 лет старое кладбище было закрыто, и останки Паганини перенесли на новое.

В Генуе, где два столетия назад на улице Черной Кошки родился Паганини, в муниципалитете по сей день хранится скрипка «Гварнери дель Джезу», принадлежавшая музыканту. Высокая честь играть на ней раз в год предоставляется выдающимся скрипачам современности. Играл на ней и ‘народный артист СССР Леонид Коган. Ему в фильме принадлежит особая роль — он исполняет музыку Паганини. Перед авторами фильма стояла сложная проблема — естественно и правдиво показать на экране вдохновенное творчество музыканта. После длительных размышлений и поисков в ткань фильма ввели новую фигуру — Скрипача. Этот образ помог решить основную эмоциональную и смысловую музыкальную задачу.

Леонид Коган олицетворяет в фильме бессмертие искусства, единственно возможное бессмертие, в которое верил и сам Паганини.

Опубликовано 30 Июл 2013 в 20:09. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Антология советского и российского кино. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.