Подлинная история Золотой Рыбки

admin, 24.08.2012 | Ваш отзыв

Cначала был сон: женщина в свободном золотисто-солнечном платье с золотой короной над светлыми волнами волос, необыкновенно лучистыми глазами — и голубой луч от большого аквамарина ее перстня. И тень на стене у окна. Я догадался, что этой мой силуэт. По нему прошел этот луч, и на моей тени вспыхивали искры — и гасли. Несколько мгновений — и я проснулся.

Снова я увидел волшебную женщину с короной в Болгарии

— там, где еще в шестидесятых годах была найдена археологами бронзовая пластина, и на пластине, если смотреть на нее под углом, как бы оживал тот самый образ.

Меня интересовали не только световые, пусть даже голографические эффекты неразгаданной пока природы, но и само появление женщины как бы ниоткуда — именно в наши дни с их суетой вокруг технических новинок, ставших фетишами многих и многих.

Кто она? Загадка не давала покоя. Добавилась и не менее таинственная подробность: на бронзовой болгарской пластине изображена рыба. Прошли годы, прежде чем я понял вот что: у многих, если не у всех, богов и богинь древности были животные, им посвященные, более того, с этими животными боги нередко отождествлялись в конкретных ситуациях. Неужели эта женщина с короной и рыбой — сама богиня Золотая Рыбка? В том, что рыбка была именно золотой, я убедился позднее, когда неожиданно для меня появились отечественные публикации находок из района древнего города Танаиса в устье Дона. Это и позволило мне отождествить образ, понять, что речь идет именно о богине Золотой Рыбке.

На рельефе из Танаиса — богиня с поднятыми до уровня груди руками, и в каждой — по рыбе. Вторая находка из Танаиса — терракотовая рыбка, и цвет ее -как раз золотистый. Древний мастер сумел подобрать материал так, чтобы передать этот древнейший образ без колористических потерь. Время создания этой Золотой Рыбки — начало нашей эры. У нее большие глаза. Верхний и нижний плавники прижаты к корпусу. Закругленный хвост изогнут — образ живет, в нем передано стремительное движение.

Стало ясным, что Боспорское царство, к которому долгое время относился и Танаис (Тана), — это и есть тот регион, из которого мифологический образ дошел до наших дней, правда, уже в сказочном облике, воспетом Пушкиным.

Так открылась тайна золотой рыбки. Каждому ее появлению из глубин моря сопутствуют волшебные превращения. “И невозможное возможно” — это строка из стихотворения А. Блока может быть отнесена к боги-
не и ее золотой рыбке не в переносном, а в буквальном смысле.

Считалось, что начало “Сказке о золотой рыбке” положила сказка из собрания А. Н. Афанасьева с тем же, кстати, заглавием. Затем было высказано мнение прямо противоположное: как раз произведение поэта послужило источником сказки для сборника Афанасьева.

Закономерно появление волшебной рыбки и в Европе после великого переселения народов в первых веках нашей эры. Действительно, рыбка-волшебница известна в немецких, шведских, фламандских, французских сказках, не говоря уже о славянских — хорватских и других. В сказке братьев Гримм героиней становится обычная камбала. Пушкинские черновики сохранили первоначальную редакцию последнего пожелания жадной старухи:

Не хочу быть Римскою папой,

А хочу быть владычицей Солнца.

Соответственно в предшествующих строках идет речь о выполнении желания старухи “стать Римскою папою”. Этот эпизод сходен с гриммовским.

Однако, сколько бы ни было сказочных рыбок, исполняющих желания людей, аналога золотой рыбки — именно золотой, божественной, неповторимой, мне найти не удавалось. Скорее всего образ золотой рыбки был навеян рассказами Арины Родионовны, а истоки ее рассказов — в истории поколений.

Ни камбала, ни другие породы рыб, известные по зарубежным сказкам, не дают представления о древнем мифологическом образе.

Вместе с людьми совершали дальние вояжи и образы мифологии, и изделия мастеров, и сами художественные традиции. Древние вещи, украшения и могильники свидетельствуют о переселении с нижнего Дона на север — до поймы Оки, а затем и еще дальше, вплоть до Вятки.

Другая волна переселений шла к западу, в частности в Болгарию. Археологи отметили характерную черту внешнего облика жителей Танаиса и всего Боспорского царства: славянскую округлость лиц. Это хорошо видно и в скульптурных портретах правителей. Такими увековечены и царица Динамия, и ее сын Аспург, и другие династы Боспора.

Мне довелось объяснить и проследить заселение боспорских земель из Ванского царства (Урарту). В свою очередь, царство ванов основали венеды (венеты), которые, согласно Страбону, ушли из долины реки Галис в Малой Азии на восток. Это случилось после Троянской войны, примерно в XIII веке до н. э. Суть в том, что в книге “Тайны Эры Водолея” мне удалось проследить все дальнейшие переселения венедов-славян вплоть до Оки, где много позднее, более двух тысяч лет спустя после падения Трои, арабские авторы говорили о народе вантит. Русская летопись знает его под именем вятичи. Ваны, вантит, венеды, венды, вятичи — это один и тот же народ. Золотая рыбка, Мать-рыба — его богиня.

Второй поток переселенцев в районы Боспора шел из Средней Азии. Арийцы, населявшие до XI—XIV веков н. э. Среднюю Азию, мигрировали в Приазовье. Те из них, кто остался, были отюречены. Так, Л. Гумилев писал, что туркмены — это отюреченные арийцы. То же произошло с многочисленными узбекскими и некоторыми таджикскими племенами,

В арийской Азии хорошо знали богиню священных вод Анахиту. Она описана в арийском памятнике “Авесте”. Я пришел к выводу, что это одна из ипостасей (воплощений) той же богини, которая известна современникам по “Сказке о рыбаке и рыбке”.

Статья Владимира Щербакова «Подлинная история Золотой Рыбки» из журнала «ЧиП».

Опубликовано 24 Авг 2012 в 19:37. Рубрика: Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.