Какая это была война

admin, 16.10.2012 | Ваш отзыв

Ю. Озеров:

Какая это была война.

Советская многосерийная киноэпопея «Освобождение», авторы которой удостоены звания лауреатов Ленинской премии, стала достоянием миллионов зрителей во всем мире. О том, какие задачи ставили перед собой создатели фильма, о его демонстрации за рубежом, рассказывает постановщик народный артист РСФСР Юрий Озеров.

— О том, почему мы отважились на такой цикл, как «Освобождение», можно говорить очень долго. Я поделюсь только некоторыми соображениями.

Когда в связи с премьерой первых двух фильмов я был в Бразилии, меня однажды обступили молодые люди и стали расспрашивать: какая это была война, чем она окончилась?.. Можете себе представить, что я чувствовал, разговаривая с этими, в общем-то, обычными для Южной Америки парнями и девушками? После этих вопросов у меня появилось такое ощущение, будто я еще только приступаю к съемкам.

Есть и еще одно важное обстоятельство. Нашлись на Западе мемуаристы, историки войны и журналисты, которые пытались принизить великий подвиг советского народа. Появились суперфильмы о второй мировой войне, поставленные с большим размахом талантливыми режиссерами, операторами, сценаристами, с участием крупнейших «звезд» мирового кино, в которых Советская Армия даже не упоминалась, как будто бы мы вообще не участвовали в войне. Тенденция искажать историческую правду опасна: за эти годы выросло новое поколение, не видевшее войны своими глазами, оно должно знать, кто остановил сильнейшую, вооруженную до зубов армию, кто спас Европу и весь мир от порабощения. Нам хотелось показать настоящую правду и сделать так, выражаясь языком кинематографистов, чтобы она «смотрелась». Разумеется, мы отразили и действия союзных войск и героическую роль югославского, польского Сопротивления.

Во многих фильмах война показывалась только с какой-то одной точки зрения — из солдатского окопа или с заседания Военного совета фронта. Мы решили показать войну с разных точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и через стереотрубу командира полка, и с наблюдательного пункта командующего. Мы поставили задачу — видеть каждого бойца и в то же время иметь перед собой широкий обзор событий.

По жанру наш фильм может быть назван хроникой. Но это не документальная, а художественная хроника: исторически точная панорама военных и политических событий 1943—1945 годов воссоздана в картине с помощью актеров, с помощью игровых эпизодов. Фильмы эпопеи строились на строго документальной основе. У нас был непреложный закон: снимать только правду — подлинные места событий, настоящую военную технику, всюду скрупулезно воссоздавать атмосферу событий тех лет.

Говорят, что зрителям интересно, как это делалось, интересны тонкости технологии кинематографа. Для меня же сейчас неизмеримо интереснее сами зрители. И вот почему. Когда началась работа над «Освобождением», многие, в том числе и работники кинопроката, узнав о нашем замысле, предрекали «зрительский провал» будущим фильмам. Ну кто, говорили они, пойдет на вашу историческую хронику — публике подавай сюжет, личные драмы и тому подобное. А оказалось все иначе. Только первые два фильма — «Огненную дугу» и «Прорыв» — в Советском Союзе посмотрели за год по 56 миллионов зрителей. А все
пять фильмов до настоящего времени посмотрело уже 300 миллионов человек. Больше ста стран приобрели наши фильмы, их успех в Японии, ГДР и многих других странах исключителен. Значит, что-то существенное изменилось в зрителе за последнее время, если его привлекают именно фильмы, воссоздающие правду истории.

Я был в Соединенных Штатах Америки, где показывались «Огненная дуга» и «Прорыв» — в США они демонстрируются под названием «Великая битва». После премьерных показов в двенадцати крупнейших городах страны американские прокатные компании намереваются познакомить с «Великой битвой» зрителей и других городов страны. Торжественная премьера «Великой битвы», на которой присутствовали многие сенаторы, конгрессмены, представители прессы, деловых кругов, деятели искусства и культуры, состоялась в американской столице в те дни, когда там находился с визитом Л. И. Брежнев. В своем выступлении президент Ассоциации американских кинопромышленников Джек Валенти отметил, что столь торжественный прием советского фильма следует рассматривать как дань громадного уважения к великому советскому народу — союзнику американского народа в годы вооруженной борьбы с фашизмом, как дружеский акт по отношению к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу, участнику второй мировой войны, и сопровождающим его лицам. Многие корреспонденты газет, радио и телевидения интересовались историей создания киноэпопеи «Освобождение», материалами, положенными в основу фильма.

Успех фильмов и у нас, в СССР, и за рубежом еще раз подтвердил, с каким интересом воспринимаются зрителями подлинно исторические произведения о войне. Конечно, в один фильм, даже многосерийный, немыслимо вместить все события войны, но мы старались показать важнейшие ее эпизоды, создать экранный образ борющегося народа, знающего, за что и во имя чего он борется, в художественной форме отразить героический подвиг партии и народа в Великой Отечественной войне.

Тема войны, тема судеб людей, принимавших участие в освобождении Европы от коричневой чумы, продолжается в нашем творчестве. Мы с Оскаром Кургановым закончили сценарий нового фильма, вернее, двух фильмов, объединенных общим названием «Коммунисты». Эти картины посвящены роли коммунистов в борьбе с фашизмом.
Наш кинематограф еще редко с этой стороны подходит к политической, идейной стороне освободительной миссии Советской Армии. Нельзя не учитывать, что в Европу советский солдат пришел не только со своими танками, орудиями, но и со своими идеями интернационального братства. Иначе говоря, пришли не только маршалы и солдаты, но прежде всего коммунисты, интернационалисты. Вот почему наши новые фильмы должны раскрыть истинную роль коммунистов в борьбе с фашистской тиранией в Европе. Мы убеждены, что и на Западе, где кризис идей приобретает все большую остроту, образ коммуниста, идущего на смерть ради свободы и справедливости, вызывает симпатии миллионов зрителей.

Жанр будущих фильмов, как, впрочем, и фильмов цикла «Освобождение», — художественная историческая хроника. При этом хронология событий станет своеобразным сюжетным стержнем повествования. Даже простой перечень того, что произошло за три месяца 1944 года, поражает грандиозностью событий, напряженностью борьбы и остротой конфликтов в Европе. Вот важнейшие даты:

20 августа — начало Ясско-Кишиневской операции.
23 августа —успех нашего наступления и связанное с ним восстание в Бухаресте.

30 августа — начало Словацкого восстания.

8 сентября (утро) — помощь советских войск словацкому национальному восстанию, наступление армий генерала Москаленко, генерала Гречко, генерала Гастиловича, чехословацкого корпуса Людвика Свободы.

8 сентября (вечер) — войска маршала Толбухина вступили на территорию Болгарии.

6 октября — советские и чехословацкие танкисты заняли Дуклю и Дуклинский перевал.

Мы встретимся с нашими героями во время этих и других событий, тайных и явных. И не только в моменты наивысшего напряжения их физических и духовных сил — во время сражений, — но и в период подготовки к ним, в спорах и размышлениях о прошлом и будущем. Словом, в самых различных ситуациях. Но в ситуациях, не придуманных нами, а исторически достоверных. Это в равной мере относится к образам обобщенным и к реальным — военных и политических деятелей, революционеров и многих других героев мирового коммунистического движения.

Я убежден: фильм, посвященный битве с фашизмом за утверждение коммунизма, может прозвучать как остросовременное произведение. Ибо в наши дни, когда в мире происходят отрадные процессы, когда последовательный курс нашей партии одерживает победу за победой и в отношениях между народами все более решающую роль начинает играть разум, нам всем особенно важно помнить уроки истории. Во имя того, чтобы прошлое не повторилось. Во имя чистого неба над планетой.

А пока со сценаристом О. Кургановым и оператором И. Слабневи-чем мы собираем материалы, знакомясь с прототипами героев картины, ездим по местам будущих съемок — впереди еще очень много работы.
1973-1974 годы.

Опубликовано 16 Окт 2012 в 20:49. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.