Кто же в конце концов подлинный Рембрант?

admin, 02.11.2012 | Ваш отзыв

КТО ЖЕ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПОДЛИННЫЙ РЕМБРАНДТ?
В Голландии образована общественная комиссия искусствоведов по оценке всего наследия Рембранта.

Все музеи мира гордятся своими собраниями, если в них включены полотна Рембрандта. Есть они в личном собрании королевы Великобритании и в Национальной галерее в Вашингтоне, во французском Лувре и российском Эрмитаже, в Амстердаме и в Лиссабоне, Гааге, Турине, Милане, Флоренции. Уже молодым живописцем Рембрандт Харменс ван Рейн, сын мельника, стал гордостью родного города и Голландии. Портреты и композиции на библейские сюжеты, городские виды с бытовыми сценами и мифологические образы десятками и даже сотнями выходили из-под кисти мастера, принося ему богатство, признание и зависть окружающих. Правда, закончил свои дни великий голландец в полной нищете. Вокруг его имени складывались легенды, исследованию и описанию его жизни посвятили труды многие писатели.

 

 

И каждое поколение любителей прекрасного приписывало Рембрандту новые и новые полотна и рисунки, так что в конце XIX столетия его считали автором более тысячи произведений. И тогда возникло сомнение в возможностях одного человека, даже очень талантливого, написать столько полотен.

В 1913 году в каталоге произведений мастера было оставлено всего 988 полотен. А при более тщательном анализе 1935 года лишь 630 работ отнесли к кисти великого живописца, отведя другие, еще совсем недавно носившие таблички с громким именем, ученикам или фальсификаторам Рембрандта. К 1966 году, когда специалисты получили рентгеновские аппараты и химические анализаторы, в перечне подлинников осталось 560 произведений, да и это количество трудоемких, многослойных, лессировочных картин выполнить силами одного живописца почти невозможно. Ведь ясно, что многие произведения искусства утрачиваются в конфликтах и перипетиях повседневной жизни. Конечно, первоклассные полотна, которые еще при жизни Рембрандта попали в музеи и знаменитые собрания, такие, как «Урок анатомии доктора Тюльпа» или «Ночной дозор», «Синдики», не могут вызывать сомнения даже у самых скептически настроенных экспертов, но именно эти бесспорные шедевры послужили группе голландских знатоков во главе с профессором Дж. Брайаном эталонами при очередной оценке всего художественного наследия гениального мастера.

Пять экспертов рассматривают рассеянные по городам и музеям сокровища. Их общее мнение: из всего того, что в 1966 году признавали творением мастера, останется, может быть, около трехсот полотен, а среди фальшивок могут оказаться многие известные и почитаемые работы, считающиеся рембрандтовскими.

Первой сенсацией оказались разоблачения Хенка Ван Оса, директора Рейксмюсеума в Амстердаме — собрания из более чем 5 тысяч картин и 30 тысяч скульптур и предметов прикладного искусства. Ван Ос усомнился в подлинности «Святого семейства», приобретенного музеем в 1965 году. Другие директора голландских музеев не только не поддержали Ван Оса, но прямо-таки воспротивились такому подходу к старинному подлиннику. Сам директор Рейксмюсеума, отвергая нападки, заявил, что произведение действительно относится к XII веку и исполнено под большим влиянием великого мастера, но ведь, когда творил Рембрандт, многие совершенно по-новому стали смотреть на окружающий мир и по-новому писать свои картины.

Между тем кампания по ревизии авторства, затронув один за другим все крупнейшие музеи мира, не обошла и редкие частные собрания, обладающие полотнами Рембрандта. В галерее Маурицхейс в Гааге, где хранились произведения из коллекции королевской династии, подверглась не просто сомнению, а полному отрицанию картина «Давид перед Саулом». Уровень профессионального анализа общественной комиссии настолько высок,
что даже глубоко задетые директора и хранители музеев признали экспертизу объективной. Джон Ингамелле — директор лондонской галереи Уоллес, обладающей шестью полотнами Рембрандта, признал сомнительной их подлинность после выхода в свет очередного тома заключений комиссии. И с мнением пяти экспертов, методично освидетельствовавших полотна, соглашаются многие специалисты, следящие за их работой.

Поставлены под сомнение обе работы из пинакотеки Букингемского дворца — любимейшего собрания королевы Елизаветы. «Портрет пожилой женщины», на котором, по некоторым сведениям, изображена мать художника, и «Портрет молодого человека в тюрбане» прямо обозначены фальшивками. Подделкой старых времен объявлен и «Портрет ученого», гордость лондонской Национальной галереи. Он был куплен у частного лица, которому были предложены большие средства. Комиссия пошла еще дальше, объявив почти половину из 22 полотен Рембрандта в Национальной галерее принадлежащей другим мастерам.

Неожиданно для всех объявлен подделкой входивший во многие каталоги и исследования по голландской живописи «Автопортрет» Рембрандта. Обнаружены фальшивки в галерее Уфицци, в Государственном Эрмитаже и во французском Лувре. Проводится фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, рентгенография, выясняющая состав пигментов, структуру холстов, наконец, химические составляющие грунтов и красок.

Известная фирма «Сотби», выставившая на аукцион «Портрет мужчины с бородой», попросила провести экспертизу и после отрицательного отзыва комиссии понесла убытки в несколько тысяч долларов. Отказано в подлинности картине «Бюст молодой женщины», много лет украшавшей галерею Брера в Милане. На очереди оценка нескольких знаменитых холстов из галереи Уфицци во Флоренции.

Комиссия не только разделяет произведения на подлинные и неподлинные, но старается приписать некоторые из отвергнутых картин тому или иному ученику мастера; Герарду Доу, Говерту Флинку, Яну Левенсу, Карелу Фабрициусу. 4 декабря 1991 года после многолетней работы удалось устроить выставку всего из 40 действительно подлинных полотен великого Рембрандта.
Статья Юрия Гоголицына из журнала «ЧиП».

Опубликовано 02 Ноя 2012 в 11:49. Рубрика: Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.