Акира Куросава

admin, 13.02.2013 | Ваш отзыв

Акира Куросава — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Возможно один из самых влиятельных режиссёров за всю истории кино. За более полувека работы в кино Акира Куросава создал более 30 кинокартин, к большинству из которых написал сценарии.

Акира Куросава родился в 1910 году 23 марта в  Токио  в семье потомственного самурая,  кадрового офицера императорской армии. Он был самым младшим из восьми детей Исаму и Симы Куросава. Хейго, его старший брат, работал в кинотеатрах, сопровождая немые фильмы закадровым голосом. Именно он познакомил будущего режиссёра с кинематографом. В раннем детстве Акира обнаружил склонность к занятию искусством. К восемнадцати годам занятия живописью принесли первые плоды — написанная им картина «Сэйбуцу» была принята на выставку «Ника-тэн». Он даже некоторое время работал художником.

В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место ассистента режиссёра, Акира Куросава был принят в кинокомпанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».Он работал помошником режиссёра Кадзиро Ямамото около семи лет.

Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность участвовать в создании фильма более основательно. В 1943 году он как режиссёр снимает фильм«Гений дзюдо» по роману Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Премьера Кинокартины состоялась 25 марта и фильм имел успех у публики.Далее следовали ещё десять фильмов.Среди них «Самые красивые» ( 1944), «Гений дзюдо II» ( 1945)  и «Пьяный ангел» ( 1948). На этой картине Акира Куросава впервые работал с молодым актёром Тосиро Мифунэ, которого снял потом во многих своих фильмах

Международную известность Акира Куросава получил благодаря фильму «Расёмон» 1950 года поставленного по романам Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще»). Кинокартина получила восторженную критику во всём мире. Итог — получение Гран-При «Золотой Лев» в Венеции и специальной премии Американской Академии Киноискусства «Оскар» (1951) за лучший иностранный фильм года.

Второй фильм на студии «Шочику»  Куросава снимает в 1951 году (сначала была драматическая картина «Скандал»). Он переносит в Японию действие романа Фёдора Достоевского «Идиот». Авторская версия кинокартины должна была быть продолжительностью 265 минут.  Но после окончания съемок руководство студии посчитало фильм затянутым и заставила режиссёра сделать перемонтаж. В результате фильм сократился  до 166 минут.

В 1952 году Акира Куросава заканчивает драму «Жить», по мотивам повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Действие опять же перенесено в Японию.Сюжет повествует о бюрократе из Токио, который внезапно узнаёт о поразившей его смертельной болезни. Фильм был благосклонно принят публикой и критика была благожелательной.  После конца съемок фильм получил премию «Золотого волка» в 1953 году на кинофестивале в Бухаресте.

Ничем не похож на предыдущие работы Курасавы следующий знаменитый фильм — «Семь самураев» (1954).  В нём явно просматривается, что  кинорежиссёр заинтересовался исследованием культурных традиций западноевропейского и американского кинематографа. Акира Курасава старается сблизить традиции восточной и западной культур и одновременно  высокую и популярную культуру.

Кинорежиссёр гениально преподнёс  популярный в Японии жанр «дзидайгэки». Фильм «Семь самураев» сделан одновременно и глубоким по смыслу, и с увлекательным сюжетом.

В 1955 году, после оглушительного успеха последних фильмов Куросава снимает антивоенную драму «Я живу в страхе». Сценарий к фильму писал Куросава совместно с Синобу ХасимотоХидэо Огуни и Фумио Хаясакой. В главных ролях снялись Такаси Симура и Тосиро Мифунэ, которые до этого неоднократно снимались у Куросавы.

Новая картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам «Макбета»Уильяма Шекспира под названием «Трон в крови». Куросава задумал фильм по мотивам «Макбета» ещё в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода «Расёмона», однако в 1948 году вышел в прокат «Макбет» Орсона Уэллса и Куросава решил отложить постановку на несколько лет.

Сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии Шекспира. Следует отметить, что при этом главный герой Васидзу Такэтоки (роль которого исполняет Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада) вызывает более негативные эмоции, чем Леди Макбет.

Художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актёрской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямаду изучить фотографии масок театра Но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актёры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.

В том же году (1957) после выпуска фильма «Трон на крови» Куросава снял одноимённую экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии — практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы; в остальном фильм почти везде дословно верен тексту первоисточника. По мнению Дональда Ричи, наиболее принципиальным новшеством постановки является режиссёрская трактовка: Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок.

После экранизации пьесы Горького Куросава пишет сценарий и снимает художественный фильм «Три негодяя в скрытой крепости». Фильм стал его первой работой, снятой в широкоэкранном формате ТохоСкоп, который он продолжил использовать в нескольких последующих фильмах.

Джордж Лукас отметил влияние фильма «Три негодяя в скрытой крепости» на построение сюжета цикла «Звёздные войны» (в частности, указывал на параллель между парой роботов C-3PO и R2-D2 и крестьянами Тахэем и Матасити), а в 2008 году в Японии вышел на экраны ремейк этого фильма под названием «Последняя принцесса».

В 1960 году на экраны выходит один из самых социально острых фильмов Куросавы — «Плохие спят спокойно». Главную роль молодого юноши, мстящего за смерть своего отца, исполняет Тосиро Мифунэ.  Сюжет фильма отдаленно напоминает «Гамлета» Шекспира. Однако Виктор Распопин пишет, что, если фильм и относится к «Гамлету», то «скорее уж выворачивая шекспирову проблематику наизнанку, ибо сила Гамлета — в его слабости, а сила Ниси — в злости, пока она у него не иссякла».

Фильм «Телохранитель», снятый Куросавой в 1961 году, представляет собой достоверную костюмно-историческую картину, действие которой происходит в Японии в середине XIX века, незадолго до революции Мэйдзи. В маленьком городке два бандитских клана терроризируют местных жителей. Бродяга-самурай (ронин), представившийся именем Кувабатакэ Сандзюро (роль исполняет Тосиро Мифунэ), с помощью меча, хитрости и интриги сталкивает между собой обе банды и таким образом заставляет их уничтожать друг друга. Он убивает оставшихся в живых и одержавших верх участников одной из банд. Спокойствие в городке восстановлено, и самурай покидает его. Сюжет фильма является адаптацией двух детективных романовДэшиела Хэммета: «Стеклянный ключ» (1931; существует одноимённая экранизация) и «Кровавая жатва» (1929).

«Отважный самурай» — фильм производства 1962 года, режиссёром выступил Акира Куросава, утвердивший себя в предыдущих своих фильмах. Тосиро Мифунэ играет видавшего виды самурая, который приходит на помощь группе молодых, напористых, но в то же время неуверенных в себе воинов. Он помогает подавить злобу и противоречия в их собственном клане и тем самым меняет их устоявшиеся представления об истинном самурае.

Прославившись на Западе как мастер композиции и развития сюжета, Куросава тем не менее не был столь же высоко почитаем в своей родной стране. Самое тяжёлое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колёс» (1970) он попытался покончить с собой. Несмотря на то, что «Под стук трамвайных колес» был первым цветным фильмом Куросавы, в советский прокат он был выпущен черно-белым и сокращен на 40 минут.

«Дерсу Узала»— советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы, созданный в 1975 году на студии «Мосфильм» по мотивам произведений В. К. Арсеньева. Первый фильм режиссёра не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной плёнке 70 мм.

Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. Арсеньева. Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета.

Фильм удостоился главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук, а также множества других наград разных стран. Согласно результатам различных опросов фильм часто присутствует в списках величайших фильмов снятых за всю историю кино.

С этого времени новые фильмы Куросавы выходили с большими перерывами, но принимались очень хорошо. «Тень воина» (1985) стали эффектными и в то же время глубокими самурайскими эпопеями. Более поздние произведения: фильм «Сны» ( 1990) имеет изысканный видеоряд и состоит из восьми небольших новелл, затрагивающих взаимоотношения человека с окружающим миром, и фильм «Августовская рапсодия» (1991), который посвящён теме памяти об атомной бомбардировке Нагасаки и отношению разных поколений к этому событию.

В 1993 году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет» . Фильм переносит зрителя во времена Второй мировой войны и рассказывает о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского профессора, академика и писателя Хяккэна Утиды (1889—1971 гг.) и завязан на отношениях студентов и их бывшего преподавателя. В начале фильма профессор немецкого языка принимает решение оставить преподавание, чтобы целиком сосредоточиться на занятии литературой, так как его книги начали приносить доход. Как он сам признаётся, ему нравится преподавать, но «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Это происходит незадолго до началаВторой мировой войны. Основной темой фильма являются его отношения с бывшими учениками, которые продолжают о нём заботиться, считая его «чистым золотом — настоящим профессором». Профессор терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться только его бывшие студенты. Более того, они организовывают ежегодный праздник «Ещё нет», посвященный дню рождения профессора. Название праздника означает, что профессор все ещё жив и не готов уйти в мир иной, и содержит аллюзию на игру в прятки.

Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая, в возрасте 88 лет.

Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя» (), в этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.

Основная заслуга Акиры Куросавы состоит в том, что он сблизил в искусстве кино традиции Востока и Запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие. В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.

С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

Фильмы Куросавы также оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр — вестерн. Например, американский фильм«Великолепная семерка» , в которой снимались многие звёзды мирового кино, был переработкой «Семи самураев», а первый итальянский вестерн Серджио Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов» был не только сделан на основе «Телохранителя», но временами просто кадр за кадром повторял его. Даже фильмы 1990-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие как «Перекрёсток Миллера» (Miller’s Crossing) и «Герой-одиночка» , созданные на основе произведений Д. Хаммета, временами напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальным фильмам гениального японского режиссёра. В 1964 году шедевр Куросавы «Расёмон» был взят за основу голливудского фильма «Надругательство». В более поздние годы жизни Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который сыграл Винсента ван Гога в его фильме «Сны Акиры Куросавы», и Стивен Спилберг. В 1985 году Андрей Кончаловский снял фильм «Поезд беглецов» по сценарию Куросавы.

Фильмография

Год

Название

1943

Гений дзюдо

1944

Самые красивые

1945

Гений дзюдо II

Идущие по хвосту тигра

1946

Творящие завтрашний день

Без сожалений о нашей юности

1947

Одно прекрасное воскресенье

1948

Пьяный ангел

1949

Тихая дуэль

Бездомный пёс

1950

Скандал

Расёмон

1951

Идиот

1952

Жить

1954

Семь самураев

1955

Я живу в страхе

1957

Трон в крови

На дне

1958

Три негодяя в скрытой крепости

1960

Плохие спят спокойно

1961

Телохранитель

1962

Отважный самурай

1963

Рай и ад

1965

Красная борода

1970

Под стук трамвайных колес

1975

Дерсу Узала

1980

Тень воина

1985

Ран

1990

Сны

1991

Августовская рапсодия

1993

Ещё нет

Опубликовано 13 Фев 2013 в 21:56. Рубрика: Акира Куросава, антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв