Грёзы любви. О фильме и о Ференце Листе.

admin, 21.07.2012 | Ваш отзыв

Мартон Келети: Лист и Россия
Запряженная четверкой карета проезжает через березовую рощу. С сухих ветвей сыплется хрустящий снег, взлетают вороны. Из-за пригорка показывается голубая церковь с кулолами-луковицами. C интересом наблюдает пассажир за незнакомым пейзажем, неизвестным бытом. Как встретит неведомая северная страна его, пианиста-виртуоза Ференца Листа, покорившего своей игрой Европу и теперь едущего с концертами в Россию?

Это эпизод из двухсерийного цветного советско-венгерского фильма «Грезы любви», который выпустили студии «Ленфильм» и «Мафильм». Постановщик Мартон Келети, трижды лауреат премии имени Кошута, один из старейших и самых известных режиссеров Венгрии (из многих поставленных им фильмов мы видели картины «Мишка-аристократ», «Осада Бестерце», «Яника», «Новички на стадионе», «Странный брак», «’Венгерские мелодии», «Так проходит счастье», «Судьба клоуна»,

, «Два признания», «Вчера», «Граница в нескольких шагах», «Рассвет», «Это была только шутка», «Дождливое воскресенье», «Младший сержант и другие», «История моей глупости», «Этюд о женщинах», «¦Рыцари «Золотой перчатки»), стремился к подлинности места действия. Камера операторов И. Хильдебранта и В. Грамматикова переезжала из Будапешта в Рим, из Веймара в Ленинград, из Дрездена в Венецию… Но сцены, которые снимались в Ленинграде и его пригородах, имеют для фильма особое значение — они-то и позволили ставить картину о великом венгерском композиторе в содружестве с советскими кинематографами.

— Ференц Лист, — рассказывает Мартон Келети,— бывал в России трижды — в 1842, 1-843 и 1847 годах. Осенью 1886 года семидесятипятилетний композитор по приглашению Балакирева снова должен был приехать в Петербург, но 31 июля того года заболел и вскоре скончался. Успех его концертов в России — Петербурге, Москве, Киеве,. Одессе, Елизаветграде — был неслыханным. Кстати, в Елизаветграде он дал последний в своей жизни публичный концерт, после которого целиком отдался композиторской деятельности. Критики В. В. Стасов и А. Н. Серов в восторженных статьях писали о концертах Листа как о величайшем событии своей жизни. В фильме есть эпизод .в редакции музыкального журнала в Петербурге, где Лист знакомится с критиками и композитором Глинкой (артист П. Шелохонцев), несколько других cцен, в частности зал Дворянского собрания, где он играет увертюру Россини «Вильгельм Телль» и свой «Сонет Петрарки», оперный театр, где Лист слушает «Руслана и Людмилу», прием, где он исполняет сделанное им переложение для фортепиано алябьевского «Соловья». Это в Петербурге. В Киеве мы показываем концерт Листа в пользу бедных. Есть в фильме эпизод в Веймаре, где Лист принимает у себя дома Бородина. В Петербурге проходят важные для понимания образа Листа сцены, в которых он иронично и смело разговаривает с Николаем I и его приближенными, относящимися к нему со скрытой враждебностью.

Наконец, в Киеве в 1847 году Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн (урожденной Ивановской), женой приближенного Николая I князя Витгенштейна (артист И. Дмитриев), которая впоследствии стала гражданской женой Листа.

Для картины не случайно использование названия произведения композитора, посвященного Каролине,— «Грезы любви». Любовь играла в жизни Листа огромную роль. Мы стремились к тому, чтобы частные подробности интимной жизни Листа не потеснили в фильме главное. Но без романа с Мари Д’Агу (К. Лучко), известной .в литературе как писательница под псевдонимом Даниэль Стерн, и в особенности, с Каролиной (А. Шенгелая), обогативших Листа духовно, давщих импульс его творчеству, нельзя понять Листа-художника. Слишком много дала искусству любовь Листа к этим женщинам.

Гражданский брак Листа и Каролины Витгенштейн продолжался четырнадцать лет, но ни царь, ни папа римский не дали согласия на брак официальный. С Каролиной связан самый плодотворный — веймарский — период творчества Листа: симфонические поэмы «Мазепа», «Прометей», «Божественная комедия», «Фауст», «Орфей», «Битва гуннов», «Идеалы», «Гамлет», рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны и многое другое.

…Действительно, сценарий, написанный И. Кеси и Д. Дэлем, не мог вместить .всего, что касается связей Листа с Россией, — они слишком обширны. Он следует в основном широко известным, хрестоматийным эпизодам. И это не упрек, ибо такова задача, поставленная перед фильмом режиссером, — проследить всю биографию великого музыканта и с помощью экрана популяризировать его творчество. Но все-таки жаль, что сценаристы не использовали один малоизвестный, но яркий факт. В 1886 году в Риме Лист познакомился с А. К. Толстым. Через два года он способствовал постановке в Веймаре его трагедии «Смерть Иоанна Грозного», а еще через шесть лет положил на музыку балладу поэта «Слепой певец». Знаменитый романс Листа «Не брани меня, мой друг» тоже написан на слова А. К Толстого и посвящен его жене Софье Андреевне.

Фильм начинается с концерта в имении князя Эстергази, у которого служил отец Ференца Листа, с картин его детства, обучения в .Вене у Карла Черни и Антонио Сальери. Зрители видят на экране то, что известно им из любой популярной биографии Листа: Бетховен целует на сцене талантливого мальчика; парижский аристократический салон графини Д’Агу, где Лист, его друзья и знакомые — знаменитый пианист Тальберг, Гюго, Жорж Санд, Россини, Шопен, Берлиоз слушают Паганини, исполняющего свою «Кампанеллу»; театральный зал в Вене и Пештский национальный театр; келья Листа, ставшего аббатом, в монастыре и дворец великих герцогов в Веймаре; австрийский император Франц и Николай 1; папа римский и революционная Европа — весна 184В года в Париже, Меттерних, спасающийся от венских студентов. Всё это и многое другое вошло в фильм, и все это, конечно, интересно. Но такое обилие эпизодов порой ведет к скороговорке. Жизнь Листа, полная романтических событий, свершений, дружбы, вражды, исканий, труда, странствий, даже в своих важнейших эпизодах не уместится не только в один, но и в пять фильмов. И когда событий на экране оказывается слишком много, за ними начинает ускользать нечто очень важное — то, ради чего эти события показываются: поучительность жизни и судьбы художника.

— Мы хотели, — поясняет Мартон Келети, — показать рождение музыканта, становление его индивидуальности, путь Листа от пианиста-виртуоза к композиторской деятельности, показать, как он начинал, как шел и к чему пришел. Но жизнь Листа — это и материал для размышлений о судьбе гения, человека, опередившего свое время и умершего в одиночестве. Именно в последний период своей жизни Лист создал самые интересные и самые близкие сегодняшнему слушателю произведения.

Давая образ Листа в развитии, показывая его становление, общественные и личные связи композитора, мы показываем и как возникла его музыка, какие события, люди и чувства стояли за ней. «Я живу не в себе, а обогащаюсь тем, что творится вокруг меня»,— писал Лист. В его музыке — красочной, образной — легко прочитать время, которое она выражает, и чувства ее автора — революционные события в Европе, тоска по родине, любовь к женщинам, постоянная борьба за свою художническую правду.

…Фильм намечает несколько тем, каждая из которых могла бы стать самостоятельной и составить содержание целой картины. Это тема общественного призвания музыканта, музыки, как оружия в борьбе за утверждение прогрессивных идей. «В память задушенной революции моего народа»-Лист после убийства Петефи пи-
ет свое «Погребальное шествие», восстанию лионских ткачей посвящает он фортепианную пьесу «Лион» и берет к ней эпиграфом лозунг восставших — «Жить работая или умереть сражаясь». Из фильма ясно, что далеко не случайно в придворных кругах Петербурга Листа встретили со скрытой враждебностью.

Другая тема — возвращение к родной земле, национальные истоки творчества Листа, Лист мальчиом был увезен из Венгрии и не знал родного языка. В его музыке ярчайшая собственная индивидуальность помножена на ясность и изящество французской музыки, глубину немецкой, напевную широту славянской, страстность и темперамент итальянской. Но фильм показывает, что дома с соломенными крышам,и и колодцы с журавлями с детства вошли мир Листа и питали его воображение. Не понимая этого, нельзя понять творчества композитора. Поэтому очень важен в фильме эпизод, где весть о наводнении в Венгрии, а затем .революционные события пробуждают в Листе патриотические чувства. Стариком он возвращается на родину. Образы народной жизни, быт страны, ее песни и танцы звучат не только в «Венгерских рапсодиях» — во многих произведениях. В его музыке — бескрайние просторы венгерских’ степей, разливы Дуная, загадочная жизнь таборов…

Еще одна тема — борьбы с рутиной, с косностью в искусстве, непонимание, которое встречает каждый художник, опередивший свое время. Наконец, через весь фильм, как и через всю жизнь Листа, проходит его борьба с сословными предрассудками и интригами. Атмосфера недоброжелательства, неприязнь окружали его
не только в светских кругах России. Он с горечью писал об «элегантности кокетливых будуаров, тяжелой атмосфере дипломатических салонов, шуме литературно-художественных вечеринок, эгоистической радости на балу, болтовне и угрызениях совести на следующее утро…».

Разумеется, жаль, что в фильме затронуто слишком много*тем, показано слишком много эпизодов и персонажей — нельзя объять необъятное. Но авторам фильма удалось показать, что жизнь Листа — это судьба художника в буржуазном обществе, это бунт против него…

— Какие стороны характера Листа вы хотели подчеркнуть в фильме?

— «Неутомимый бродяга», по выражению Берлиоза, Лист, шутя, говорил о себе, что он «наполовину цыган, наполовину францисканец» — его характер был соткан из противоречий. Мы хотели представить Листа как крупную и оригинальную личность, наделенную бурным общественным темпераментом и музыкальным гением. Ей свойственны острые внутренние противоречия, столь характерные для художников-романтиков, духовно сформировавшихся в начале 30-х годов XIX века, смелость, любознательность, вдохновение, пылкость, восторженность, эмоциональная неустойчивость, постоянные искания.

Артист Имре Шинкович показывает Листа порывистым, страстным человеком, думающим, искренне увлекающимся.

Бальзак писал о нем: «Этот венгерец немножко актер», и при этом добавлял: «…но искренний актер».

— Какие музыкальные произведения вы отобрали для «Грез любви»? Кто их исполняет?
— Вместе с музыкальным руководителем фильма, композитором Ференцем Фаркашем, я отобрал много вещей, которые, как я надеюсь, привлекут к фильму любителей прекрасного. Это «Прощальная симфония» Гайдна, соната рондо-мажор Бетховена, увертюра к «Тангейзеру» Вагнера, Вторая симфония Бородина, этюды Шопена, «Кампанелла» Паганини, русские и венгерские народные песни, произведения Шопена, Глинки, Бородина и, конечно, самого Листа. Он написал шестьсот семьдесят пять сочинений, и, разумеется, все они не смогли быть использованы. Зрители фильма услышат Гранд-галоп, испанскую рапсодию, прелюдию и фугу на темы Баха, «Погребальное шествие», галоп, Венгерскую рапсодию, «Святой Ференц на волнах», «Легенду о венгерской святой Елизавете», «Коронационную мессу», «Симфонию Фауст», «Чардаш»… Мне хотелось, чтобы фильм дал возможно более полное представление о творчестве Листа и его современников. Музыка звучит с экрана как часть действия и сопровождает диалоги.

Для картины использованы записи лучших советских и венгерских солистов и коллективов, в частности в исполнении Святослава Рихтера, Дьердь Циффра, филармонического оркестра под управлением Януша Ференчика, многие произведения специально записаны для фильма — и в Венгрии и в СССР, в частности Вторая симфония Бородина и «Руслан и Людмила» Глинки.

…Мартон Келети — знаток музыки. Он начинал свой путь в искусстве как оперный постановщик. Его интерес к музыке проявлялся и когда он перешел в кино. В частности, на советских экранах демонстрировался фильм «Венгерские мелодии», посвященный жизни и творчеству венгерского композитора, современника Верди, Ференца Эркеля. После «Листа» Келети приступает к постановке фильма о выдающемся венгерском композиторе Беле Бартоке, двадцатипятилетие со дня смерти которого отмечалось в сентябре 1970 года. По словам режиссера, новая лента завершит трилогию о великих представителях венгерской музыкальной культуры.

Я уверен, что «Грезы любви» понравятся зрителям. Их привлечет музыка, красочный быт ушедших лет, подлинность фактуры и исторических персонажей, острота и драматизм ситуаций. В фильме есть на что посмотреть и есть что послушать. Возможно, более требовательные зрители захотят, чтобы картина давала более глубокую пищу для размышлений, заставляла всерьез задуматься, помогала разбираться в том, что происходит в мире сегодня. Но такой задачи, по его словам, и не ставил перед собой постановщик.

Опубликовано 21 Июл 2012 в 16:21. Рубрика: Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.