Лицом к лицу с природой

admin, 25.08.2012 | Ваш отзыв

Два литературных произведения нашего века привлекли к себе внимание всего человечества и до сих пор продолжают волновать романтические души миллионов и миллионов. Первое — плод творческой фантазии знаменитого английского писателя и поэта Редьярда Киплинга, написавшего чудесную сказку о Маугли — индийском мальчике, выросшем в джунглях, в волчьей стае, и познавшем язык и повадки животных. Второе создано американским писателем Берроузом и названо именем его героя Тарзана. Образ Тарзана завоевал не только мир литературных, но и кинематографических поклонников.

Чудесные приключения прекрасного могучего юноши, выросшего в условиях дикой природы и воспитанного законами джунглей,

появились на киноэкранах в исполнении замечательных киноактеров. Многие фильмы о Тарзане, известные своими бесконечными продолжениями, не снижают своей популярности на протяжении десятилетий и десятилетий, вплоть до наших дней. Сменяются актеры, сюжеты, трюковая кинотехника, но образ благородного Тарзана по-прежнему тревожит воображение.

Говорят, Редьярд Киплинг, много лет живший в Индии и хорошо знавший эту страну, положил в основу своего знаменитого произведения реальные случаи выживания детей, унесенных дикими животными в джунгли.
Возможно ли такое?

Да, возможно, и не только в Индии, но и в Европе, и Америке. Тому есть много примеров.

Так что же станет в данном случае с воспитанным животными ребенком? Куда приведет его разумная и мудрая природа?

Людей издавна интересовало, что произойдет с подрастающим ребенком, если его полностью изолировать от общества.

Существует легенда, родившаяся во времена индийского царя Акбара. В споре с мудрецами он, говоря современным языком, поставил эксперимент. Эксперимент, откровенно жестокий, был проведен с подлинно царским размахом.

Желая узнать, на каком языке заговорит новорожденный ребенок, если его лишить общения с родителями и вообще связи с говорящими людьми, царь велел заключить нескольких новорожденных разной национальности в полностью изолированные комнаты своего дворца. У всех, кто должен был обслуживать ребят, властитель велел отрезать языки, чтобы ни одно живое человеческое слово не дошло до слуха несчастных детей-пленников.

Лишь через семь лет заветные двери дворца были раскрыты. Ни один из подопытных ребят не произнес ни слова на языке своих родителей. Царя встретили собачьим лаем, кошачьим мяуканьем,
рычанием и невразумительными воплями. Опыт наследования речи без контакта детей с родителями не удался — никакой генетической памяти не оказалось. Дети лишь повторяли услышанные звуки, издаваемые животными.

Об этом же говорят и другие, хотя и крайне редкие случаи выживания детей, унесенных и воспитанных зверями. Не будем касаться достоверности легенд далекого прошлого. По одной из них основатели Рима — Ромул и Рем — были вскормлены молоком волчицы. Этот удивительный факт запечатлен в скульптуре на площади итальянской столицы.

В польском фольклоре уже столетие бытует легенда об аристократическом мальчике, воспитанном медведями. Периодически этот монстр, возвращенный к человеческой жизни уже юношей, время от времени вновь обретал звериные черты, превращаясь в кровожадного медведя, загрызавшего свои жертвы.

От легенд вернемся к реальным фактам.

Расскажем лишь об опубликованных случаях, происшедших в нашем столетии.

В 1920 году в Индии, в районе Миднапор, жители местной деревни наблюдали появление в джунглях «призраков» — звероподобных существ. Окружили предполагаемое место. И вдруг из волчьего логова вместе с волками вылезлиза человеческих детеныша. Стоило появиться людям, как волки и дети вновь

скрлись в норе. Начали раскапывать логово. Выскочившая волчица бросить защищать свое гнездо и была убита.

В огромной норе обнаружили выводок волчат и двух обнявшихся девочек, приблизительно двух и восьми лет. Оказывается, после того, как первый унесённый ею ребенок подрос, волчица отравилась за вторым «воспитанником». Что это? Необъяснимый инстинкт материнства?

Обе девочки бегали на четвереньках, не умели говорить. Через год младшая умерла. Старшая, прожившая еще девять лет, с трудом научилась стоять прямо и произносить несколько слов.

В 1935 году в джунглях Сальвадора, в Америке, был найден голый ребенок, лет пяти от роду. Спасаясь от хищников, он ночевал на деревьях. Питался дикими фруктами, сырой рыбой, которую вылавливал руками из ручьев. Как он попал в джунгли и что с ним’ стало позже, неизвестно.

В 1923 году в индийском штате Ассам охотники застрелили самку леопарда. В ее гнезде были найдены не только зверята, но и пятилетний мальчишка. Он кусался и царапал своих освободителей. В ближайшей деревне, куда доставили озверелого мальчика, сразу же нашлись его родители. Отец рассказал, что три года назад, работая в поле, он оставил в траве двухлетнего спящего сына. Обернувшись, он с ужасом увидел, как его сынишку тащил в зубах леопард, скрывшийся в лесу. Отец был убежден, что сын растерзан кровожадным хищником. Оказалось совсем иначе — леопард его усыновил.

Найденный мальчишка быстро и ловко бегал на четвереньках, ел только сырое мясо, урча по-звериному, кусал всех, кто к нему приближался. Только через три года он научился немного ходить и есть из посуды.

Восемь лет прожила в медвежьем семействе турецкая девочка. Когда в 1937 году охотник убил в горах медведицу, на него яростно набросился с медвежьим рычанием одичавший ребенок. Девочку поместили в психиатрическую клинику. Только через несколько лет девочку более или менее «приручили», она научилась есть вареную пищу. Об этом рассказал американский журналист Джордж Маранц.

Еще более интересный случай произошел в пятидесятые годы недалеко от индийского города Лакхнау. В одном из железнодорожных вагонов, долгое время стоявших в забытом тупике, железнодорожник неожиданно обнаружил непонятное существо человеческого облика. Оно бегало на четвереньках, отчего на
его ладонях и коленях были мозолистые наросты. Но взгляд мальчика был скорее звериным, чем человеческим.

Звереныша поместили в клинику, и слух о происшедшем разнесся по всему городу. Вскоре в клинику явился торговец фруктами по имени Прасад, сообщив, что восемь лет тому назад у него пропал совсем маленький сын.

— Вероятно, его утащил волк, когда мать с ребенком спала во дворе. Если это мой сын, то на виске его должен быть небольшой шрам,— добавил Прасад.

«Отметка» была обнаружена. Ребенка передали отцу. Звереныш очеловечивался с невероятным трудом.

Уже относительно недавно, в 1973 году, лондонская газета «Санди тайме» сообщила о том, что в глухом районе Сирии во время охоты на газелей был обнаружен мальчик. «Он бегал вместе со стадом газелей,— сообщает газета,— со скоростью до пяти—десяти миль в час, обладал превосходным слухом и зрением».

Не о нем ли сообщала за год до описанного происшествия другая лондонская газета «Дейли миррор»? В сообщении известного антрополога Жан-Клод Армена, направленном в Женевский институт охраны животных, есть интересная подробность.

— Ребенок перемещался длинными прыжками. Я видел, как он приближался к газелям и лизал им лоб в знак признательности,— пишет ученый.

«Несмотря на все попытки охотников поймать таинственного мальчика, этого так и не удалось сделать»,— сообщила газета. Где он сегодня? Что с ним?

Подборку необыкновенных «усыновлений» детей животными можно закончить упоминанием нескольких случаев, когда в роли воспитателей выступали обезьяны.

Еще в 1946 году в журнале «Знание-сила» была опубликована статья известного советского антрополога профессора М. Нестурха о случае, происшедшем в Африке…

Два полицейских поймали в стаде павианов дикого мальчика. Видимо, свыше 10 лет он прожил среди волосатых собратьев, питаясь, как и все обезьяны, плодами, кореньями, яйцами птиц и чем Бог пошлет.

Как он попал к павианам — неизвестно. Но, прожив затем еще 40 лет среди людей, Лукас — так назвали ребенка — не проявлял особого интеллекта, и его по-прежнему отличали обезьяньи привычки — он почесывался, дергал головой…

В 1976 году в приложении к лондонской газете «Обсервер» появилась цветная фотография еще одного «обезьяньего мальчика». Крепко сложенный мальчишка был обнаружен в 1973 году в Центральной Африке, в Бурунди. В том же году такой же ребенок был найден и в джунглях Северного Цейлона.

Видимо, человеческое дитя, всего ближе своим дальним родственникам-обезьянам, хотя много «усыновлений» относится также к медведям и волкам.

Трудно сказать, какие инстинкты заставляют животное тянуться к человеческому дитя. Но самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека — гомо сапиенс — ложится на возраст до семи лет. Во всех упомянутых случаях ни один из похищенных зверями детей так и не «дотянул» в своем дальнейшем развитии до настоящего человека: ползал, так и не научился говорить, годами ел только сырую пищу…

И вот здесь возникает много недоуменных вопросов.

Учеными доказано, что именно в этот период ребенок получает 70 процентов всей информации, какую он будет иметь за всю последующую жизнь. По-видимому, исключение этого ответственного семилетия из воспитания ребенка приносит ему уже невосполнимый ущерб, отбрасывая его в разряд животных. Но ведь ребенок имеет высокоразвитый мозг, намного превосходящий мозг любого животного: обезьяны, волка, медведя, леопарда, газели. Почему дитя годами учится нормально ходить, говорить, питаться? За это время любая собака с меньшим количеством мозговых извилин понимает человека с полуслова и потрясает нас своим собачьим интеллектом.

А как с наследственностью? Почему она не работает? Человек как особь прошел в своем формировании не одну тысячу поколений. Поставить дитя с четверенек на ноги чрезвычайно трудно. Даже обезьяна делает это несравнимо легче, чем очеловечиваемое дитя. В чем дело?

А как с генетической памятью? Куда пропала она у ребенка?

Те же бобры создают сложнейшие гидротехнические сооружения, опираясь на генетическую память. Похоже, у ребенка, побывавшего среди зверей, она отсутствует. Неужто бобр интеллектуальней? «Нелады» с наукой заставляют нас думать, что вопрос этот недостаточно изучен.

Ясно одно: отсутствие контакта дитя с человеческим обществом ведет к духовной и физической деградации ребенка, что и доказано всей практикой необычайных «усыновлений».

Именно здесь авторы Маугли и Тарзана в корне расходятся с существующей практикой природы, которая, увы, при встрече лицом к лицу с человеком никак не может заменить элементарного человеческого общения.

Ни о каком процветающем ребенке Маугли или прекрасном юноше Тарзане и речи быть не может.

Они неотвратимо обречены на вымирание, хотя писатели, казалось бы, создали более верный образ, чем его сотворила милостивая природа.

Ну, а если человек вступает в длительное общение с природой в возрасте сформировавшейся личности? Что тогда? По какому руслу дальнейшего развития понесет его поток жизни?

Здесь я не премину рассказать об истории, которую услышал от друзей в Кабардино-Балкарии.

Недавно в одном из высокогорных аулов появился дикий человек, одетый в звериные шкуры и самодельную обувь. Длинная густая борода закрывала почти полтела. Незнакомец с трудом произносил слова. Лицо его полностью потеряло артикуляцию. В его движениях и во взгляде просматривалось какое-то звериное начало.

С величайшим трудом жители села добились от него удивительного признания в том, что 36 лет тому назад он скрылся из родного села и ушел в горы, в недоступный район, где и прожил до момента возвращения.

Тридцать шесть лет в изоляции. Все объяснилось довольно просто.

После изгнания фашистских войск с Северного Кавказа в годы Отечественной войны в ауле остались два полицая, верой и правдой служившие оккупантам. Чтобы избежать заслуженной кары за многие преступления, которые совершили, они бежали в горы, прихватив с собой винтовки и запас патронов — целый цинковый ящик.

Они ушли в самый глухой район, поселились в пещере, практически недоступной ни охотникам, ни туристам. Питались они вяленым мясом горных туров, которое заготовляли впрок, и сушеными ягодами, кореньями, дикими фруктами, грибами и орехами — их было много в окрестных щедрых лесах и альпийских лугах.

Так прожили они восемь лет вдвоем, под страхом возмездия, не возвращаясь к людям и не зная, что война давно закончилась.

Один из бежавших заболел раком горла. Другой лечил его, заставляя глотать наперсток с заточенными краями на кожаном шнурке. Насильно вытаскивая его обратно, он зверски жестоко «прочищал» горло напарника от опухоли, срезая острыми гранями наперстка живую ткань. Больной в конце концов скончался. И человек остался совершенно один, чтобы еще 28 лет прожить теперь уже в полном одиночестве. Он шил одежду и обувь из шкур горных туров. Они были здесь в изобилии, патронов хватало, а обветшавшая одежда окончательно рассыпалась.

Добровольный изгнанник разучился говорить, потому что за все годы лишь дважды видел людей, да и то на значительном расстоянии, так как боялся вступить в контакт со случайно забредшими в эти края туристами.

Позже он рассказывал, что однажды заболел и лежал в забытьи. В пещеру пришла самка «алмастын» — снежного человека Кабардино-Балкарии и якобы заботилась о нем. Но, может быть, это представлялось ему в бреду, кто знает?

Одиночество было невыносимо… И во время одного из походов за многие десятки километров к полю, с которого изгнанник собирал початки кукурузы, он вдруг встретил кошку. Он унес ее с собой в пещеру, и на годы она скрасила существование пещерного жителя. Теперь их было уже двое. О ком-то надо было заботиться. Но через пару лет кошку сожрали не то лисы, не то волки.

И вновь одиночество… Теперь \ изгнанник его не вынес. Он решил наконец отдаться в руки властям и спустился в родное село. Здесь родственники с трудом признали его.

— Война кончилась?..— был его первый вопрос.

— Сталин жив? — второй.

Ему объяснили, что война закончилась свыше тридцати лет назад. Сталин давно умер, и по амнистии грешный полицай освобожден от ответственности за свои преступления.

Отшельника отмыли, одели, привели в порядок, выделили ему жилье. Kaк говорится, приняли в коллектив и даже оженили.

Поразительно, что шестидесятилетний старик внешне выглядел как тридцатилетний мужчина — ни одного кариозного зуба, ни одной морщины. Однако духовно он полностью деградировал, и старение его в обществе происходило стремительно. Буквально на глазах он увядал в непривычных для него условиях цивилизации.

Он так и не смог жить среди людей — вновь ушел из села в горы. Но теперь уже как пастух. Говорят, исправно исполнял свои обязанности, стараясь крайне редко появляться на людях.

В этой печальной истории два интересных момента.

У симбиоза между зверем и человеком зрелого возраста, находящемся в полном одиночестве, возникает как бы «обратная связь». Он тянется к животному настолько, что, например, разлука с кошкой стала для отшельника внутренней катастрофой.

И второе… Жизнь в полном одиночестве при отсутствии целей и устремлений ведет к деградации интеллекта.

В рассказанной истории человеком руководило единственное стремление — выжить. И этого было недостаточно, чтобы остановить процесс духовного падения. А как же одиночество духовного отшельника — старца-пустынника,— на годы ушедшего от общества в одинокий скит? Оно ничего общего не имеет с вышеописанным случаем. Высокие цели, служение Богу, вера в свое предназначение всегда давали старцу силы для духовного роста, утверждения его мудрости и веры.

Вспомним, что многие святые старцы дружили с дикими животными. Взаимное влечение… Откуда оно?

Наш разговор был бы не полным, если бы мы не остановились на случае, когда целый коллектив один на один сталкивается лицом к лицу с природой. Уместно вспомнить историю, услышанную мною на Дальнем Востоке, почти на берегу Берингова пролива. Она как бы продолжает нашу тему. Но теперь речь пойдет не о ребенке, воспитанном дикими зверями, не об отшельнике, столкнувшемся со зверями, а о небольшом коллективе, который оказался в аналогичных экстремальных условиях. О том, как он выстоял…

На одном из небольших островов Северного Приморья, удаленных от материка, буквально перед самой войной высадилась пограничная застйва в количестве 12 человек. Воинская часть, в которую та входила, была стремительно переброшена в начале войны на запад. Она включилась в бои, попала в окружение : была полностью разгромлена.

Пограничники остались изолированными на острове, где продолжали нести службу, хотя об их существовании в силу чрезвычайных обстоятельств просто забыли. Решили, что заставу сняли вместе с уходящей на фронт частью.

Лишь через 13 лет случайно зашедшие на остров рыбаки неожиданно увидели солдат, облаченных в какую-то невероятную экзотическую одежду, сшитую из одеял и шкур животных. Все это время наряд исправно нес службу.

Солдаты рассказали, что они по радио узнали о начале войны, но напрасно ждали, что за ними вот-вот придет катер пограничной службы. Однако шли месяцы, годы, но за ними никто не приходил. Кончились батареи радиоаппаратуры, оборвалась связь с внешним миром, кончилась провизия, иссякли запасы топлива. Все попытки дать о себе знать ни к чему не привели.

Лейтенант, командовавший подразделением, ввел на заставе железную дисциплину не только по несению службы, но и по организации натурального хозяйства. Солдаты ловили рыбу для еды и заготовляли ее впрок, сушеной рыбой топили печки.

Были приняты все меры против заболевания цингой, организован сбор моллюсков и грибов, испытаны все возможности использования в пищу местных кореньев, трав и лишайников.

У каждого солдата, помимо обязательных нарядов, были свои конкретные обязанности, проводились даже общественные мероприятия.

Коллектив, попавший в беду, столкнувшись лицом к лицу с суровой природой, выстоял, выжил.

От редакции. Во всех этих случаях столкновения человека лицом к лицу с природой много белых мест. Еще очень многое остается неясным и нуждается в объяснении.

Мы обращаемся к читателям с просьбой присылать в редакцию описание известных им фактов из этой области. Со своей стороны мы постараемся привлечь внимание ученых к поднятой проблеме.

Статья Вас. Дмитриева «Лицом к лицу с природой» из журнала «ЧиП.»

Опубликовано 25 Авг 2012 в 17:41. Рубрика: Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.