Отец и сын

25 Авг 2011

В 2003 году режиссёр Александр Сокуров снял фильм «Отец и сын». Съёмки велись в России, Германии, Нидерландах, Италии. Сценарий Сергея Потепалова. Композитор Андрей Сигле. В ролях Андрей Щетинин, Алексей Неймышев, Александр Разбаш, Фёдор Лавров, Марина Засухина.
На верхнем этаже дома живут отец и сын. Вот что говорит Александр Сокуров о фильме:
«Для отца сын всегда ребёнок. Если смотреть внимательно, то всё просто. Возраст отца и возраст сына разделён небольшим промежутком времени. Отцу проще увидеть себя в сыне, а сыну увидеть в отце своё недалёкое будущее. По сути это один персонаж, которому предоставлена уникальная возможность разглядывать себя в разном времени. Это классический литературный приём. Сыну всё время снятся страшные сны. Сниться что его убивают, что он сам убивает отца. Отец его пытается разбудить, успокоить. Сын для отца вечный подросток. Он чувствует его муки.
…Смотрите внимательно, что происходит в фильме. Послушайте, что говорят персонажи. Не торопитесь собственные проблемы и комплексы привносить в произведение. Не разрушайте его…
А у нас начинают протаскивать в культуру …насилие, убийства, жестокость. На индустрию разрушения начинают работать ведущие режиссёры. Из этого порочного круга нет выхода».

Александр Сокуров. О фильме «Молох»

25 Авг 2011

Александр Сокуров рассказывает о создании фильма «Молох».
Создание фильма было неизбежно. Эта история давно шла ко мне. Мы живём во время, когда моральная ответственность за исторические действия не персонофицирована. Она отсутствует. Обнаружен механизм совершения действия — инерция.Люди действуют по инерции.Инерция является энергетическим источником. Люди думают, что эти персонажи не могут быть героями фильмов. Но они жили, совершали поступки. Большая часть поступков совершается не из-за политики, не на основе интересов народа, а из-за индивидуальных интимных побуждений, не имеющих отношения к глобальным историческим процессам. Среди людей вождей нет, это выдумка народа. Существует один общественный лидер — уникально нравственный интелектуальный замкнутый пример. Человек, получивший власть, начинает актёрствовать. Гитлер не профессионал актёр. Власти дают столько, на сколько хотят его использовать.
Название фильма должно быть шире — Молох это понятие глубокой беды, от которой нельзя избавиться.
Фонограмма — душа фильма. Сейчас всё сложнее делать звук, появился формат долгий, он для контрастной фонограммы, она не даёт работать душе. Мы создаём пространство звука. Он у нас самостоятельный, не обслуживает режиссёра, осторожно дозируется в отношении физиологии.
Музыка и литература должны существовать обязательно, а кино нет. Зритель платит не деньгами, а временем. И какова ответственность режиссёра? Цвет в кино погибает от техники. Цвет должен излучать запах времени. Тепло, холод, тени, свет, температура цвета, плотность.