Валерий Чкалов

27 Сен 2011

Фильм «Валерий Чкалов» был снят в 1941 году. Режиссёр Михаил Калатозов. Сценарий Георгия Байдукова, Дмитрия Тарасова, Бориса Чирского. Композитор Венедикт Пушков.
Фильм о легендарном советском лётчике Валерии Чкалове. Это он не мог летать спокойно и по правильному. Это он делал виражи и мёртвые петли. Это он летал под мостами в Ленинграде. Это он с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым, пролетев 9375 км от Москвы до Петропавловска- Камчатского, сел на острове Удд. Это он с товарищами совершил легендарный перелёт в Америку через северный полюс, пролетев на самолёте АНТ-25 более восьми с половиной тысяч километров в сложнейших условиях (отсутствие видимости, обледенение). Это он испытывал первые самолёты-истребители 30-х годов 20-го века. В одном из испытательных полётов он погиб.

Есть несколько версий, как погиб Чкалов.
Вот что рассказал телохранитель Сталина Алексей Тимофеевич Рыбин. Он знал многие факты, о которых принято молчать. В 30-е годы вокруг Сталина складывалась группировка интриганов. Они следили, чтобы в доверие к Сталину не вошёл ни один не угодный им государственный деятель. Многих они оклеветали, не пустили, убрали со всех постов. А
Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, тем самым подписав ему смертный приговор. Такая работа, как у Чкалова, давала богатые возмажности для диверсий.
Ещё одну версию высказал известный специалист по авиадвигателям Виталий Сорокин. Он сказал, что Чкалов, много летавший на истребителях И-16 с моторами М-25А, М-25В. довёл до автоматизма технику пилотирвания. Но сев на истребитель И-180 с двигателем М-87А, он привычно резко переместил ручку сектора газа как у двигателя М-25, чего делать было нельзя.
-«Никогда не открывать газ резким рывком!!»- так было написано в инструкции к эксплуатации двигателей М-85 и М-87А. Чкалов сработал автоматически и погиб.

На фото легендарный экипаж Валерия Чкалова.

IV-й фестиваль «Золотой Феникс»

27 Сен 2011

В Смоленске в конце лета — начале осени прошёл IV Всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс». Представленные фильмы могут быть несопоставимые по художественному уровню, лишь бы режиссёрами, которые являются актёрами или были ими. Открылся фестиваль фильмом Андрея Звягинцева «Елена». В Смоленском кинотеатре Звягинцев познакомился с Марленом Хуциевым, который незадолго до этого подписал письмо с просьбой о содействии в получении жилья в Москве. После показа состоялась дискуссия. Вопросы были самые разные, но впечатление от них такое, будто многомиллионная страна начисто перестала воспринимать что-то, кроме сериалов и примитивных фильмов выходного дня. Звягинцев кропотливо и тактично внушал собравшимся, что художник никому ничего не должен, кроме как говорить правду. «Сейчас пришло время пафоса. Стеб должен сойти, иначе мы погибнем. Искусство рассказывает о том, что происходит с человеком. Оно не льёт патоку, этим занимается телевидение. Мы попали в такое время, когда выживание меряется деньгами, человеческая жизнь становится похожей на жизнь скота. А ведь человек — это усилие быть человеком. Опуститься вниз не стоит никакого труда. А подъём вверх требует огромных усилий.»
На фестивале были показаны «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «Самка» Григория Константинопольского. Из документальных фильмов были выделены «Мамино счастье» Галины Бокашевской, «Таня 5-ая» Дмитрия Кубасова. Он учился у Марины Разбежкиной. Поэтому снял типичное для разбежкинской школы кино, с плохим звуком, плохим изображением, с колоритным героем из гущи народа. Но героиня (её играет не актриса) очень понравилась зрителям.

Соль Сванетии

27 Сен 2011

Документальный фильм «Соль Сванетии» снял в 1930 году советский режиссёр Михаил Калатозов. Он же был оператором. Другое название «Джим Швантэ». Этот фильм считается шедевром документалистики, как фильмы Эйзенштейна и Долженко. Он сделан как призыв о помощи жителям Сванетии, живущих высоко в горах в верховьях реки Ингури. Они ещё в 20-е годы прошлого века сохраняли остатки родового строя — жертвоприношения, обряды похорон, и др.Они отрезаны от окружающего мира ледниками и непроходимыми горными хребтами. Всю жизнь страдают от бездорожья, и особенно без соли. Показана неповторимая красота горного края. Подробности быта рассказывают о драматическом противостоянии человека и природы. Вызывает восхищение ракурс с которого снят фильм. Вся жизнь Сванетии как бы проецируется на небо, будто бы в космос.
Фильм «Соль Сванетии» сделан из двух незаконченных работ Калатозова — «Слепая» и фильма о Сванетии.