Жертва вечерняя

30 Авг 2011

Документальный фильм «Жертва вечерняя» был снят режиссёром Александром Сокуровым в 1984 году по собственному сценарию. Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве. Специальный приз памяти Андрея Тарковского.
Любое действие или явление можно рассматривать с разных сторон. Режиссёр снимает Майские праздники со своей точки зрения. Он показал народ как усталую массовку, как неприкаянную толпу. Может быть он это видел именно так. Но участники этих демонстраций вспоминают об этом времени с радостью и печалью как об ушедшем безвозратно.

Мария

30 Авг 2011

Документальный фильм «Мария» режиссёр Александр Сокуров делал десять лет. Первую часть в 1978 году, оператором был Сокуров. В ней рассказывается о жизни, труде и отдыхе крестьянки из-под Нижнего Новгорода. Цветная часть — завораживающие пейзажи, сенокос, работа на льняных полях. Мария знала секреты выращивания льна. Вторая часть снята через десять лет. Марии уже нет. Секреты льна ушли вместе с ней. И некому противостоять упадку, надвигающейся трагедии, которая ждала всю деревенскую жизнь.
Награды: Главный приз на первом всесоюзном фестивале неигрового кино. Приз кинокритиков. Приз и диплом спонсоров «За прекрасное отображение образа женщины».

Восточная элегия

30 Авг 2011

Короткометражный фильм «Восточная элегия» создан режиссёром Александром Сокуровым в 2000 году в России и Японии. Сценарий Александра Сокурова.
«Восточная элегия» — попытка обнаружения Истоков Изображения как такового, попытка обнаружить не истоки вне Живописи, вне Литературы. Это попытка рождения Изображения внутри практического опыта Изображения» — из авторской аннотации Александра Сокурова.
Награды: Главный приз на фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене.
Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой Витязь». Грамота жюри конкурса видео и телевизионных фильмов «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека.»

Дни затмения

29 Авг 2011

Режиссёр Александр Сокуров снял фильм «Дни затмения» в 1988 году по мотивам произведения братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Сценарий Юрия Арабова, Аркадия Стругацкого, Бориса Стругацкого, Петра Кадочникова. Композитор Юрий Ханин. В ролях Алексей Ананишнов, Эскандер Умаров, Ирина Соколова. Это непрофессиональные актёры.
Награды: «Феликс» — специальный приз Европейской Академии за лучшую музыку композитору Юрию Ханину. Ежегодный приз союза кинемотографистов СССР за лучшую операторскую работу. Премия «Ника» звукооператору. Номинация композитору.
Маленький городок в Туркмении. Психиатрическая больница. Детский врач из Нижнего Новгорода, геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой. Обыденная жизнь. Всё действие фильма идёт на фоне многоголосой атмосферы города, смешения языков, радио, музыки. Молодой человек находится на жизненном перепутье, лечит детей, пытается что-то писать, творит. Его лицо это лицо скифа, отчуждённого, неподвижного, словно маска. Он заброшен судьбой в чуждый мир, чужие обычаи, чужой климат. Он учится ничему не удивляться, разговаривает с мертвецами, кормит змей, принимает мальчика-ангела. И сам детский врач как ангел-хранитель.
2 серия

Круг второй

26 Авг 2011

Фильм «Круг второй» снят режиссёром Александром Сокуровым в 1990 году. Сценарий Юрия Арабова. В роли сына Пётр Александров, не профессиональный актёр. Лицо молодого героя — бледное, интеллигентное лицо, с кругами под глазами, с юношеской щетиной, будто с иконы. Он приехал похоронить отца. Нам не известны их отношения. Но ему надо через всё это пройти. Через муки сострадания и муки вины. Он боится заходить в квартиру, где лежит мёртвый отец. Но приехали люди из похоронной службы, из социальной, всё сделали как подобает, даже квартиру, такую неухоженную в последнее время, убрали. Всё тихо, обыденно.Никаких забытых ритуалов, имевших когда-то содержание и значение. Это трагедия общества, которое порвало связи с прошлым. с традициями.

Тихие страницы

26 Авг 2011

Фильм «Тихие страницы» снят режиссёром Александром Сокуровым в 1994 году. Съёмки велись в России и в Германии. Сценарий Александра Сокурова Юрия Арабова, Андрея Черныха. В ролях Александр Чередник, Сергей Барковский, Елизавета Королёва.
Фильм «Тихие страницы» создан по мотивам русской прозы 19 века. Это третья часть кинотрилогии («Круг второй», «Камень». По дождливому мокрому Петербургу бродит человек. Это герой из «Преступления и наказания» Достоевского. Режиссёр просто перелистывает страницы романа, опуская персонажи, имена, интригу. Остаются переживания, думы героя. На Берлинском фестивале фильм «Тихие страницы» встретили восторженно. Этот фильм уникален.

Отец и сын

25 Авг 2011

В 2003 году режиссёр Александр Сокуров снял фильм «Отец и сын». Съёмки велись в России, Германии, Нидерландах, Италии. Сценарий Сергея Потепалова. Композитор Андрей Сигле. В ролях Андрей Щетинин, Алексей Неймышев, Александр Разбаш, Фёдор Лавров, Марина Засухина.
На верхнем этаже дома живут отец и сын. Вот что говорит Александр Сокуров о фильме:
«Для отца сын всегда ребёнок. Если смотреть внимательно, то всё просто. Возраст отца и возраст сына разделён небольшим промежутком времени. Отцу проще увидеть себя в сыне, а сыну увидеть в отце своё недалёкое будущее. По сути это один персонаж, которому предоставлена уникальная возможность разглядывать себя в разном времени. Это классический литературный приём. Сыну всё время снятся страшные сны. Сниться что его убивают, что он сам убивает отца. Отец его пытается разбудить, успокоить. Сын для отца вечный подросток. Он чувствует его муки.
…Смотрите внимательно, что происходит в фильме. Послушайте, что говорят персонажи. Не торопитесь собственные проблемы и комплексы привносить в произведение. Не разрушайте его…
А у нас начинают протаскивать в культуру …насилие, убийства, жестокость. На индустрию разрушения начинают работать ведущие режиссёры. Из этого порочного круга нет выхода».

Александр Сокуров. О фильме «Молох»

25 Авг 2011

Александр Сокуров рассказывает о создании фильма «Молох».
Создание фильма было неизбежно. Эта история давно шла ко мне. Мы живём во время, когда моральная ответственность за исторические действия не персонофицирована. Она отсутствует. Обнаружен механизм совершения действия — инерция.Люди действуют по инерции.Инерция является энергетическим источником. Люди думают, что эти персонажи не могут быть героями фильмов. Но они жили, совершали поступки. Большая часть поступков совершается не из-за политики, не на основе интересов народа, а из-за индивидуальных интимных побуждений, не имеющих отношения к глобальным историческим процессам. Среди людей вождей нет, это выдумка народа. Существует один общественный лидер — уникально нравственный интелектуальный замкнутый пример. Человек, получивший власть, начинает актёрствовать. Гитлер не профессионал актёр. Власти дают столько, на сколько хотят его использовать.
Название фильма должно быть шире — Молох это понятие глубокой беды, от которой нельзя избавиться.
Фонограмма — душа фильма. Сейчас всё сложнее делать звук, появился формат долгий, он для контрастной фонограммы, она не даёт работать душе. Мы создаём пространство звука. Он у нас самостоятельный, не обслуживает режиссёра, осторожно дозируется в отношении физиологии.
Музыка и литература должны существовать обязательно, а кино нет. Зритель платит не деньгами, а временем. И какова ответственность режиссёра? Цвет в кино погибает от техники. Цвет должен излучать запах времени. Тепло, холод, тени, свет, температура цвета, плотность.

Солнце

24 Авг 2011

В 2005 году Александр Сокуров снимает третий фильм «Солнце»из тетралогии о великих и ужасных людях ХХ-го века. Сценарий Юрия Арабова Джемери Ноубл. Композитор Андрей Сигле. В ролях Огата Иссей, Роберт Доусон, Каори Момои.
Награда Гран-При Санкт-Петербургского кинофестиваля.
Фильм «Солнце» рассказывает об императоре Японии Хирохито потомке богини Солнце. В период окончания Второй мировой войны император сумел принять историческое решение — объявил о капитуляции Японии в войне и отречении от своего божественного статуса. После этого он прожил ещё 44 года. Александр Сокуров: «События 1945 года в Токио являются уроком для нашего времени.. Как удалось императору Хирохито и генералу Макартуру сберечь огромное число людей?.. Это пример того, как люди могут поставить свою жизнь на карту ради спасения интересов людей.»

Телец

24 Авг 2011

Второй фильм Александра Сокурова «Телец» из его тетралогии создан в 2001 году в России.
Сценарий Юрия Арабова. Оператор Александр Сокуров. Композитор Андрей Сигле. В ролях Леонид Мозговой — Ленин, Мария Кузнецова — Крупская, Мария Никуненко — сестра Ленина, Сергей Ражук — Сталин. Фильм снят в Ленинских Горках.
Гран-При на кинофестивале в Выборге за фильм и приз Леониду Мозговому и Марии Кузнецовой. Национальная премия «Ника» и ещё 20 премий.
Человек перед лицом болезни и смерти, как бы велик он ни был, чувствует своё ничтожество как каждый из нас. Все вокруг суетятся, рядом ходит приемник, ждущий своего часа… Из интервью с Александром Сокуровым «..»Молох» был сделан на материалах истории другой страны..А здесь в центре автор, главный организатор переворота российской истории в один из самых драматичных моментов своей жизни..Революция была у него в крови, и также как любая революция он был обречён..Время отпущенное ему потеряло смысл. Он ушёл из жизни не потому, что болел, а потому, что жизнь кончилась.