Больной талант

07 Сен 2012

БОЛЬНОЙ ТАЛАНТ?!

О Достоевском пишут или на него ссылаются не только гуманитарии разных специальностей, но и ученые-естественники, представители “точных знаний», философы, теологи, социологи, психологи, психиатры. Вместе с тем многие считали и считают его “больным талантом”, нездоровой личностью, отягощенной дурными наклонностями. Его сочинения оказывают подавляющее воздействие на невротиков и шизофреников. Он и сам с необычайной силой и точностью описывал душевные аномалии.

Наконец, Федор Михайлович был действительно больным человеком. У него периодически бывали приступы “падучей”, эпилепсии. А это очевидная аномалия нервной системы, головного мозга, в конечном счете — психики.

Если бы речь шла о художнике, музыканте, поэте — куда ни шло, можно было бы ссылаться на повышенную эмоциональность, бурные страсти, эксцентричность гения. Но ведь Достоевский был не только великим писателем-психологом. Он проявил себя как мыслитель необычайной глубины — в философии, религии и даже в естествознании. Как же мог он совмещать все эти ипостаси? Чем можно объяснить его уникальную одаренность?

Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, хотелось бы

Читать полностью »

Опера «Доктор Фаустус»

07 Сен 2012

Это сочинение можно было бы назвать и «Страшный суд», и «Апокалипсис», поскольку здесь речь идет не только о христианском грехе чернокнижника Фауста, продавшего душу дьяволу, но и о глобальных проблемах современного мира — дегуманизации, духовной депрессии, торжестве вульгарной материальной культуры. У Шнитке эту «плоть» мира в образе Мефистофельши должна была еще в 83-м году в «Фауст-кантате» представить Алла Пугачева. Звезда тогда уклонилась (Мефистофельшу спела Лариса Долина). У Юровского же двоящегося Мефистофеля, разбитого композитором на партии контратенора и женского контральто, исполнили оперные солисты — Урсула фон Штайнен (Германия) и британец Эндрю Уоттс. В партии Фауста выступил Маркус Брутчер (Германия), в роли Рассказчика — американец Стивен Ричардсон. Надо подчеркнуть, что все эти партии — экстремальные по вокальной сложности, а главное — прессингующие эмоционально. Певцы же не просто справились с техническими трудностями, но и смогли эффектно обыграть историю Фауста у дирижерского пульта. И когда в сцене 3-го акта в трактире, где Фауст устраивает прощальную трапезу своим друзьям, слаженное пение хора (Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина) переходило в вой, в оркестре раскручивалось устрашающее танго, а Мефистофельша, набросив белое манто смерти на плечи Фауста, визжала в микрофон, ничего к этой картине безнадежного мрака, душевного ада, близкого развязке «Дон Жуана», добавить было невозможно. Как и к тому, что это поучительное «завещание» Альфреда Шнитке наконец-то было услышано в Москве.

«Российская газета» 2009 год

Страна фей 1 часть

07 Сен 2012

Извечный сюжет Шекспира — Ромео и Джульетта. Его можно найти даже в стране Фей. Принцесса Фея и сын старейшины лапкеронов влюбились друг в друга. Но эти волшебные существа — феи и лепреконы находятся в состоянии войны магий. Теперь любящим придётся пройти через испытания, принцесса-фея потеряет брата, влюблённые даже решат отравиться. Но конец не шекспировский, конец счастливый — ведь это сказка.
А поставил её режиссёр Джон Хендерсон, по сценарию Питера Барнса. Роли исполняли Рэнди Куэйд, Орла Брэди, Вупи Голдберг, Кэролайн Карвер, Дэниэл Беттс. Композитор Ричард Харви.
1999 год. Англия, Германия, США.

Страна фей 2 часть

07 Сен 2012