Госпожа удача

admin, 28.11.2012 | Ваш отзыв


Госпожа Удача

А. Липков
«Ваше благородие, госпожа Удача, для кого ты добрая, а кому — иначе», — поет в фильме «Белое солнце пустыни»

бывалый таможенник Верещагин. Если отнести эти слова к судьбам всего жанра вестерна в нашем кино, то без радости надо будет знать, что до сих пор в основном выходило «иначе». Правда, не так давно прошел по экранам пресный фильм В. Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», но то был вестерн особого рода, вестерн —социальная драма, прокаленная трагическими страстями недавней литовской истории, ничуть не похожая в на те развлекательные киномифы, которые и составляют основное ядро фильмов этого рода.

А Владимир Мотыль, снимая «Белое солнце пустыни», как будто нарочно погрузил действие в некую условную киносреду, густо напичканную всеми атрибутами развлекательного кинематографа: эффектной стрельбой, смачным мордобоем на раскачивающейся тубе баркаса, впечатляющими конными массовками, красочным

шквалам пылающей нефти, экзотическими беркутами, павлинами, верблюдами, плещущимися в бассейне осетрами, черной икрой, которую едят из лохани ложками, красочными развалинами древних крепостей среди безмолвия пустыни, седобородыми восточными старцами, живописными злодейскими бандитами, томными женами с закутанными чадрами лицами — в общем всего не перечисть.

Подлинные события истории —революция, гражданская война в Средней Азии — составляют лишь предысторию событий, они оставлены за кадром, за гранью повествования, а на экране торжествует вымысел — ироничный, занимательный, а кроме того, и поучительный.

Итак, в некие 20-е годы шел напрямик через некую среднеазиатскую пустыню боец за освобождение трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля красноармеец Федор Сухов. Вдоволь ему пришлось повоевать в чужих краях, побывать в разных сложных переплетах, прославиться необыкновенными подвигами. А теперь кончилась его служба, спешил солдат к себе на Волгу в родную деревню и уже видел в сладких снах любезную жену свою Катерину Матвеевну.

Но, как всегда бывает в приключенческих фильмах, путь храброго солдата не мог обойтись без необычайных происшествий. Сначала попалась ему на пути торчащая из песка голова. Это был бедняк Саид, которого закопал живьем в землю бандит Джавдет. А вскоре, после того как распрощался Сухов со спасенным Саидом, повстречался ему пограничный отряд Рахимова. Шли бойцы невеселые. Никак им не удавалось настичь уходящих бандитов, а их предводитель Черный Абдулла, уже было схваченный в старой крепости, сумел бежать. Остался пограничникам его гарем —девять жен, которых Абдулла хотел пострелять перед бегством, чтобы не попали они в руки неверных, да не успел. Что теперь с ними делать? Бросить в пустыне—нельзя, продолжать с ними погоню — безнадежно. И пришлось Сухову согласиться отвести спасенных женщин к ближайшему поселку. Знал он, что вернется за своими женами Абдулла, и тогда придется принимать бой…

Чем же отличается этот фильм, «Белое солнце пустыни», от многих других наших восточных вестернов— истернов. Щедростью выдумки? Да, и это не-маловажно. Но дело не только в этом.

Осваивая новый для нашего кинематографа жанр, режиссер Владимир Мотыль, сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков не спешат копировать даже лучшие его западные образцы. Их герои —не некие абстрактные супермены, а живые характеры — полнокровные, яркие и, что очень важно, национальные.

Таков боец Федор Сухов, с любовью и добрым юмором сыгранный А. Кузнецовым. Он кажется пришедшим из русских сказок о неунывающем солдате, перехитрившем царя и попа, обманувшем черта, победившем злобную болотную нечисть. Это человек хозяйственный, мастеровитый, смекалистый, лукавый и добрый. Зря говорить не любит. Стрелять — тоже. Азарт стрельбы и драки его не увлекает. Ему бы поскорей домой вернуться. Но если надо, так надо — борьбы он не испугается.

Сродни ему и таможенник Верещагин — человек неторопливый и обстоятельный, знающий цену жизни и смерти, широкий и в доброте, и в пьяной тоске, и в неуемной боевой удали.

Свойственный этим героям юмор окрашивает и все повествование. Ироничность рассказа как бы предупреждает зрителя: относитесь как хотите к необычайным приключениям героев; отдыхайте, глядя на полный набор экзотических красот; посмеивайтесь над забавными сценами, происходящими в бывшем гареме, а ныне первом общежитии свободных женщин Востока; хотите верьте, хотите не верьте снайперской меткости, с какой стреляет перегнувшийся через седло Саид из-под брюха коня, или невозмутимому спокойствию, с каким Сухов раскуривает цигарку от огонька, бегущего по хвостику бикфордова шнура к динамиту. Быль это или небылица, правда или сказка — решайте сами.

Поверьте только одной, самой важной для авторов правде — правде нравственных выводов, заключенных в фильме.

Потому что под иронией рассказа о необычайные подвигах и приключениях кроется разговор о вещах более чем серьезных: о необходимости бороться со злом, о невозможности остаться в стороне, отсидеться, когда рядом льется кровь, о трагичности борьбы о ценности человеческой жизни.

Не случайно поэтому такой оправданной оказалась та неожиданная путаница жанров, к которой смело и очень продуманно прибегает режиссер Мотыль: напряженная сцена нередко кончается у него внезапным комедийным ходом, смешной эпизод — трагической развязкой.

Конфликт в вестерне — таково уж главное свойство фильмов этого рода — может быть разрешен только силой. Да и само его действие может разворачиваться лишь в той среде, где закон еще не утвердился, где силы его еще ничтожно слабы,

В «Белом солнце пустыни» само понятие «закон» имеет более сложный, чем обычно, характер. Потому что злодей Абдулла, воплощающий собой беззаконие, или, что то же самое, закон силы, согласно которому он присвоил себе право грабить и убивать, следует и некоему своеобразному закону чести. И то, что он с такой яростной настойчивостью стремится лишить жизни своих ни в чем не повинных жен,— это тоже одно из требований его кодекса чести.

Столкновение двух взаимоисключающих представлений о правоте и законе, так же как и друпие конфликты фильма, обыгрывается и в комедийном ключе и в драматическом. В комедийном — потому что жены Абдуллы, даже освободившись от его власти, продолжают жить теми же представлениями о долге, что и их бывший муж. Они по-прежнему считают себя гаремом: если их охраняет Сухов — значит, он их новый муж. Значит, теперь не Абдуллу, а его они должны развлекать песнями и танцами, а он их за это должен кормить. А если кормит плохо (в пустыне-то особенно не разживешься) -— значит, первая жена его плохо любит.

Но юмор — да иначе здесь и быть не могло — оборачивается трагедией. Потому что в вестерне, как и в трагедии, есть только одна главная цена всему — человеческая жизнь. Ею надо платить за ошибки и за правоту, за вражду и за дружбу, за честь и бесчестие. Платить всем — виновным и невиновным, тем, кто был в центре борьбы, и тем, кто пытался остаться вне ее…

Ваше благородие, госпожа Удача.
Для кого ты добрая, а кому — иначе,
Девять граммов в сердце, постой, не зови.
Не везет мне в смерти — повезет в любви,—

поет в картине таможенник Верещагин, прекрасно сыгранный Павлом Луспекаевым.
В словах песни оказалась печальная ирония: Верещагину «повезло в смерти», он погиб, уже победив своих врагов, погиб случайно, взорвавшись на мине заготовленной Суховым для Абдуллы. Впрочем, таковы уж жестокие и трагические законы борьбы — случайных смертей в ней не бывает.

Сейчас слова этой песни воспринимаются с двойной грустью — нет в живых и самого Луспекаева, замечательного актера, так поздно открытого нашим кинематографом и так рано им потерянного.

Но такова уж логика искусства и логика сам жизни, что чем больше тяжесть утрат, тем дороже цена победы. А создатели «Белого солнца пустыни так же как их герои, победили — победили трудности и ограничения жанра, опасности схематизма упрощений и подражательства; «легкий», «развлекательный» фильм они сумели сделать серьезным, увлекательцым, умным. И потому «госпожа удача» сопутствует картине с первых же дней ее выхода на экраны. Ей «повезло в любви» миллионов зрителей — людей самых разных вкусов, возрастов, пристрастий.

Опубликовано 28 Ноя 2012 в 07:51. Рубрика: Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.