Агата Кристи

admin, 09.06.2012 | Ваш отзыв

  С 1985 года по настоящий день

романы, повести и рассказы Агаты Кристи переиздают не только в Англии и у нас, но и на Тайване, в Парагвае, Австралии, Голландии, на Гавайских островах и в странах Африки. В чем дело? Почему Би-би-си ставит целый телесериал по ее романам о проницательной старушке Марпл, а в ФРГ возобновляются и идут с успехом ее пьесы?

Ответ лежит, как оказалось, на поверхности. Простой анализ, проведений немецкими и английскими филологии и социологами, показывает

 

, что массовый натиск американских детективов на мировом книжном рынке, поддерживаемый безудержной рекламой, дал огромные прибыли, но у массового читателя уже вызвал отторжение. Не случайно самые, казалось бы, читаемые бестселлеры теперь откровенно называют «остросюжетной чепухой», Потоки крови, автоматные очереди, циничные убийства по приказу мафии, погони за космическими проститутками, победы сыщиков-суперменов над торговцами наркотиками — вся эта безвкусица уже изрядно надоела. Специалисты определили это как эстетический нравственный кризис детективной литературы, тупик. Вот и появилась тяга к настоящему, к высокохудожественному. Пусть ретро, но все же классика!

Мы делаем попытку рассказать о жизни английской писательницы и феномене ее мировой славы.

* * *

Первый роман будущей «королевы детектива» просто не заметили. Другого автора уязвленное самолюбие заставило бы бросить перо. Но здесь оказался человек иного склада. Молчание лишь подстегнуло бойкое перо. Тем более что еще до злополучного романа, когда автору было неполных 18 лет, несколько первых рассказов, возвращенных из лондонских редакций, отзыв все-таки получили, правда, от соседа по улице, Идена Филпотта, считавшего себя литератором. Он одобрительно отозвался о манере строить диалоги, но
предостерег от авторского морализирования, излишней запутанности сюжетов и стереотипности персонажей. Учиться он посоветовал у Бальзака, Эдгара По, Диккенса и Тургенева.

Судя по конечным результатам, его советы не пропали даром, а главный герой первого романа — Эркюль Пуаро — довольно быстро стал таким, каким сейчас его знает весь мир,— мудрым, хитрым, находчивым. Буквально весь мир, ибо его феноменальный дар розыска звучит на всех мыслимых языках планеты, включая и суахили.

* * *

Агата Мария Клариса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в курортном городке Торки на берегу Ла-Манша. Детство протекало у спокойного семейного очага, в провинциальном комфорте и значительном достатке. Школа была выбрана частная — для детей местных аристократов. Девочка много читала Шекспира и Теннисона. Позже она влюбилась в стиль Сомерсета Моэма. На уроки пения ездила в Париж, а в свои 60 лет в семейном кругу вдруг призналась о затаенном сожалении, что не стала оперной певицей. Кстати, она еще превосходно играла на фортепьяно и хорошо танцевала в школьной балетной труппе. Биографы писательницы утверждают, что Агата в ранней молодости была красива и в меру кокетлива. В 1912 году на вечеринке она познакомилась со смельчаком-авиатором и превосходным танцором Арчибальдом Кристи. Любовь вспыхнула с первого взгляда, но обвенчались они лишь в 1914 году, когда началась мировая война. Арчибальд пошел в королевский воздушный корпус, а молодая жена — в военный госпиталь. В 1919 году у них родилась дочь Розалинда. Муж стал к тому времени полковником авиации, а жена, у которой талант пробудился рано,— профессиональной писательницей. Да, были первые неудачи, но в начале 1920 года лондонское издательство «Бодли Хэд» настояло на подписании контракта на целых пять детективных романов. Эркюль Пуаро — гений расследований — начинал серьезно нравиться читающей публике и дельцам литературного мира.

В 1922 году полковник-авиатор и автор популярных детективов о Пуаро совершили кругосветное путешествие. Они посетили Гавайский архипелаг, страны Африки, Новую Зеландию, Канаду. Поездки на пароходах Агате не понравились, а вот удобные купе в поездах дальнего следования оставили неизгладимое впечатление и попали во многие ее романы, рассказы и пьесы.

Забегая вперед, скажем, что Агата Кристи за свою долгую и чрезвычайно плодотворную жизнь создала более 80 криминальных романов, 19 пьес, 150 рассказов, четыре пространных эссе и 6 больших сентиментальных повестей, подписанных, правда, именем некой Мери…

В 1926 году к Агате пришла мировая слава. Как писала тогда армия благожелательных критиков, роман «Убийство Роджера Экройда» завладел вниманием читателей сразу пяти континентов и доказал, что детективный жанр может быть превосходной беллетристикой.

Чуть позже появился и мировой эталон криминальной драматургии: пьесы «Свидетель обвинения» и «Мышеловка». Захватывающий сюжет последней обеспечил успех на сценах США, Англии, Франции, Германии и даже Японии. Она выдержала в общей сложности свыше 15 тысяч представлений и заслужила заметки в Книге рекордов Г иннесса.

* * *

Тут мы подходим к одной из самых загадочных страниц в жизни знаменитой писательницы. В зените славы жизнь ее вдруг превратилась в ад. События начались с болезни матери, к которой Агата была сердечно привязана. Ведь это она привила ей любовь к хорошим книгам, музыке, людям с чувством долга и чести. Это она рассказала ей первые детские сказки, приучила к аккуратности, общительности, трудолюбию.

Кончина матери сильно подействовала на чувствительную натуру Агаты, она потеряла интерес к встречам с друзьями. А ровно через месяц бывший летчик и герой войны довольно резко объявил, что влюблен в другую женщину и требует немедленного развода. Этот второй удар судьбы она не выдержала…

Агата ушла из дома и где-то скрылась. На этот период своей жизни она сама никогда не проливала свет. Всегда молчала, считая частную жизнь закрытой книгой. Даже в автобиографии, изданной в 1966 году, тут пробел, как будто этого времени и не было…

Лишь в 1990 году дочь писательницы Розалинда приоткрыла завесу. Она объяснила, что мать скрылась от людей в глухой провинции. От рокового развода она потеряла не просто душевный покой, была потеря памяти и сознания собственной личности. Несколько месяцев она прожила в полной прострации, исступленно отказываясь от всех лекарств.

Когда родственники нашли ее, она была подобием тени, никого не узнавала, ничего не помнила. Дочь стала сиделкой. Агата медленно стала поправляться. Ей не перечили, когда она вдруг объявила, что собирается отдохнуть в длительной поездке. Внутренний голос подсказал ей, что резкая смена впечатлений — это лучшее лекарство. И Агата Кристи стала с той поры рьяной путешественницей практически до 1970 года. Она сумела еще раз обогнуть земной шар на кораблях и поездах.

В одной из экзотических стран она познакомилась с молодым археологом Максом Мэллоуном. Он не проявлял склонности к детективной литературе, но взялся показать молодой женщине сперва египетские пирамиды и древние шумерские города, а потом развалины дворцов персидских владык и храмы классической Греции. Они обвенчались в 1930 году, купили дом в тихом Уол-лингфорде и счастливо прожили вместе более сорока лет. Кругосветное путешествие они совершили вместе. Побывали в Сирии, Иране, Индии. Оба были восхищены Родосом и Цейлоном. Люди совершенно разных профессий, они поняли, что одинаково воспринимают красоту древних фресок, узоров на восточных коврах и цветов на лужайках Шотландии.

* * *

В своей автобиографии писательница откровенно признавалась, что новая жизнь — археология странствующего мужа и его мягкий характер, совместные путешествия и совпадение многих интересов и вкусов — все это возродило ее работоспособность. В обстановке умиротворения она создавала один детективный шедевр за другим.
«Мои лучшие книги приходятся именча на этот период»,— писала о>« в 1966 году. По просьбам лондонскп театров сочинила несколько пьес. Те-атр сам по себе был ее большой люб;-вью. С мужем они ходили на предстаг-ления везде, где только могли. Да>г в Египте и Сирии. Из всех своих пье: самой удачной она считала «Свидетеле обвинения», а не «Мышеловку», как утверждали критики.

Если Агата Кристи хоть как-то справлялась с драматургами, то почти полную неудачу потерпела с киносценаристами и режиссерами. Она считала их бессовестными людьми, пиратами. И) сценарии резко расходились с первоисточником, дополнительные трюки вызывали у нее ужас. «Кино делают мальчишки с плохим характером и полным отсутствием вкуса»,— говорила она В автобиографии Агата Кристи писала, что сейчас, на склоне *гет, лучшим в своей жизни она считает тихие семейные вечера у камина, а не шумную мировую славу и символический скипетр «королевы детектива».

На самом деле свою славу она понимала и ценила, радовалась, когда ей присвоили рыцарский титул «Леди». Был на это соответствующий королевский указ и парламентские поздравления. Было и лестное предложение выставить ее восковую скульптуру в знаменитом музее Мадам Тюссо. Агата ни от чего не отказывалась, и стала она на склоне лет таким же символом Англии, как, скажем, часы Биг Бен, мосты над Темзой, готические соборы и белые скалы Дувра.

В автобиографии она пишет о своемсательница позирует • Лондонском музее восковых фигур.

долгом жизненном пути. Она, например, откровенно показывает свои консервативные политические убеждения, а также уважение к простым людям и их заботам, говорит о своей любви к цветам, домашним кошкам. Она не боится -азвать себя трусихой в сильную грозу признать себя амбициозным человеком. В то же время она пишет, что слава ничего кроме головной боли ей не принесла, повествует о муках творчества, приносящих удовлетворение. Словом, ничто человеческое ей не чуждо. Впрочем, не стоит забывать, что она не писатель, а писательница, то есть натура эмоциональная и противоречивая…

Теперь зададимся вопросом: почему эта утонченная натура, нежная жена, заботливая мать, жившая в семейных хлопотах, но почти всегда в большом комфорте, почему она придумывала неимоверно заковыристые жизненные ситуации? Откуда она так хорошо знала жизнь? Почему доводила любые дьявольски задуманные преступления до неотвратимого наказания? Почему старательно подчеркивала свое чувство социальной справедливости? И в чем тайна магического рецепта, доведшего тиражи ее книг до двух миллиардов экземпляров?

Агата Кристи в своей автобиографии ушла от этих вопросов. Не упоминает она и о том, что под конец жизни, в восемьдесят лет, написала роман «Пассажир с билетом до Франкфурта», который был не криминальным, а чисто приключенческим. Она гордилась этой книгой, говорила, что именно это ее настоящее литературное амплуа… Но успех к этому роману пришел не в Англии, а в Японии и США. Еще одна загадка Агаты Кристи.
Агата Кристи не любила проливать кровь своих героев. Редко раздаются выстрелы. Еще реже преступные натуры берутся за кинжал. Она предпочитала цианистый калий и другие яды. Можно сказать, что отравы были ее хобби. Почему? Она не оставила нам точного ответа на этот вопрос. Тут возможны лишь догадки и гипотезы.

Она была не только мастером рассказа и внутренней интриги, но еще и мастером литературной игры. Тут она дьявольски изобретательна и азартна. В ходе игры со своим читателем, причем игры в трех измерениях, она ловко устраивает ямы, тупики, ложные ходы и лабиринты. Тут и мнимые улики, и отвлекающие рассуждения, и неожиданные доказательства, которые быстро становятся ложными. Вроде бы читатель клюнул на очередной ход в этой игре в поддавки, а окончательная правота остается лишь за Пуаро или старушкой Марпл. Они никогда не ошибаются, а одураченным остается читатель. Но он все равно доволен. Ведь и ему позволили немного подумать, поискать истину.
Статья Дмитрия Арнаудова из журнала «ЧиП».
(

Опубликовано 09 Июн 2012 в 12:06. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.