Григорий Козинцев

admin, 11.07.2013 | Ваш отзыв

Ровно два месяца назад исполнилось сорок лет, как не стало выдающегося режиссёра театра и кино Григория Моисеевича Козинцева.
Это он автор трилогии о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»), «Гамлета».«Короля Лира», «Дон Кихота» и других. Великий режиссёр, теоретик, художник. Фото 1973 года.
Это его последнее выступление на Всесоюзном совещании кинематографистов.

Я вернулся из отпуска. Отдыхал в Кисловодске в санатории имени Орджоникидзе. Там много корпусов. Есть просмотровый кинозал. Но я никак не мог понять, какие фильмы там показывают. В объявлении было написано: духовой оркестр, танцы, лекция о ревматизме и фильм. Причем даже не указано, какой фильм, не говоря уже о том, кто поставил, какие
актеры играют. Когда я спросил одного товарища: что за фильм,— он ответил: «А бог его знает! Кто говорит — про разведчиков, кто говорит — про любовь, а кто — в красках. В общем, можно убить полтора часа». Эта терминология показалась мне странной. То, что фильм не дает возможности жить более интересной жизнью и зритель убивает на него время, заставило меня о многом подумать. Почему это произошло? Проблема проблем, почему так низок этот уровень серых картин, о которых мы столько говорим?

Мне кажется, это вопрос непростой. У кино есть некий первородный грех. Все-таки это какая-то смесь искусства и промышленности. Какой-то кентавр. И с этим кентавром трудно общаться. Я не смотрел в справочник по мифологии, но, как помнится, кентавр учил Аполлона искусству, играл «а свирели, а мы смотрим на него как на лошадь. Нам приходится подчинять кино общему потоку, выполнять план вместо того, чтобы понять, что это искусство. Говорить, что мы не выполняем план, что наши картины стоят дорого,— вряд ли это верный подход. Видимо, нужно понять, где у кентавра голова, а где хвост. Незнание этого наносит огромный ущерб нашему делу.

Мне кажется, наносят большой ущерб нашему делу и удобные люди: «удобный» режиссер, «покладистый» режиссер, «добрый» режиссер.

Как фильм начинается?

Есть плохой сценарий. Все знают, что сценарий плохой. Но тема-то важная. Не покладистый человек, не добрый человек, человек —тот, кто вкладывает в свое дело всю душу, не бе-
рется ставить фильм по этому сценарию. Но в конце концов находится кто-то покладистый и берется ставить фильм по плохому сценарию. Фильм запускается в производство. Появляются декорации, которые плохо выстроены, на которых видны невысохшие пятна краски. Режиссер говорит: так работать нельзя… Ему отвечают: а план!.. Я на «Ленфильме» вижу картины, в которых у актеров видна пакля на голове. Нет смысла здесь, в этой аудитории, обращать внимание на качество париков. Дело не только в качестве парика!

Эйзенштейн, Довженко не были «удобными» людьми. Они не были «покладистыми» людьми.

Мне кажется, нам прежде всего нужно понять, что борьба с серыми фильмами — это есть борьба с удобными производству людьми. Это есть борьба с теми людьми, которым страшно хочется откликнуться, которые готовы помочь производству, а на деле вредят ему.

Напрашиваются такие совершенно ненаучные термины: «работать с душой», «вложить душу» или же «бездушие».

Мы иногда обвиняем фильмы в мелкотемье, и это правильно. Кто же может сомневаться в том, что тема произведения играет огромную роль; масштаб, который берет художник,— это великая вещь. Но ведь дело-то иногда не в мелкотемье, а в мелкодушии. И с этим мелкодушием нужно начать серьезную борьбу.

Мы очень много говорим о материальном стимулировании, и это правильно. Но мне хочется сразу сказать (я говорю от своего имени, а что может сказать о материальном стимулировании режиссер, который ставит одну картину в пять лет, и ставит с большим трудом?), что если бы Довженко получал за фильм втрое больше, чем он получал, других фильмов он не поставил бы. Иное дело, что материальное стимулирование должно помочь всей студии, всем ее звеньям лучше работать. Но не нужно материально стимулировать за плохую работу. И нужно понять, что от дурно наклеенного парика, от плохой пленки, от невысохших декораций — от всех этих мелочей, о которых стыдно говорить на этом собрании, идет проказа в нашем большом деле. Это нужно понять.

Для того, чтобы понять, как нам двигаться, как нам работать, нам нужно понять, что идейно-художественные критерии оценок не стоят на месте. Мы иногда думаем как типичные метафизики, хотя и говорим, что мы диалектики. Мы знаем, что «Чапаев»’был не ухудшением качества по сравнению с «Потемкиным», это было новое качество, это было движение вперед. Но это нужно понимать и на более новых примерах.

Вспомним жизнь всем нам дорогого человека, которого уже нет среди нас,— М. И. Ромма. Вспомним его творческий путь. Огромный успех прекрасных ленинских фильмов в тридцатые годы. Другие фильмы также пользуются успехом. После — полный пересмотр. М. И. Ромм ставит совершенно другую картину — «Девять дней одного года». Картину, которая производит огромное впечатление, вызывает споры. Вокруг нее кипят страсти. Казалось бы, разрабатывай эту тему дальше. Но Михаил Ильич переходит к совершенно другой теме и ставит «Обыкновенный фашизм». А ведь он мог бы стричь купоны с каждого из своих успехов.

В фильме «Монолог» привлекла фигура ученого, который прожил большую жизнь. Он академик. У него положение, у него есть влияние. Он может спокойно жить. Приходит молодой человек и говорит, что можно поставить новые опыты, можно все изменить, потому что жизнь движется вперед и нужно быть вместе с жизнью, а не сидеть спокойно в стороне. И герой фильма находит в себе силы двигаться дальше.

Наша задача — понять, что мы живем в такое время, когда все изменяется, когда каждый день приносит что-то новое, и это новое должно быть отражено искусством. И мы должны не только помогать «убивать» полтора часа времени — посмотрел фильм и забыл! Мы должны ставить фильмы в любом жанре так, чтобы слово «конец» на экране обозначало начало новых мыслей, новых чувств у зрителей. Потому что наша задача — это не просто отразить мир, а показать мир в его изменении. И с гордостью за высокое место искусства в жизни народа мы должны осуществлять нашу работу, должны отдавать силы своему любимому делу.

Опубликовано 11 Июл 2013 в 22:49. Рубрика: антология всего сайта ХОРОШЕЕ КИНО, Антология советского и российского кино, Статьи про кино и не только. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.



Ваш отзыв